Зульфия Тришкина
Консультация для педагогов «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В детских садах сейчас приходится наблюдать постоянный рост количества детей с различными нарушениями поведения, которые затрудняют усвоение образовательных программ. Данные наблюдения подтверждаются результатами исследований, проводимых специалистами. Психологами и неврологами регулярно выявляется значительный рост количества детей с задержками в развитии речи, а также двигательных навыков.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Один из самых эффективных и современных методов коррекции неврологических нарушений – нейрогимнастика. Нейропсихологи полагают, что развитие межполушарных связей в головном мозге является ключевым моментом в умственной деятельности. Упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон называемые "гимнастикой мозга", направлены на синхронизацию работы правого или левого полушария головного мозга.
Нейрогимнастика, представляет собой набор простейших движений, которые стимулируют различные умственные процессы. Результат достигается с помощью синхронизации работы обеих половин мозга. Левое полушарие управляет правой половиной тела, и наоборот.
Упражнения нейрогимнастики разработаны таким образом, чтобы оба полушария могли сотрудничать друг с другом. Это дает возможность повысить восприятие информации, увеличить концентрацию и общую умственную производительность. При постоянном применении в сочетании с дыхательной гимнастикой и остальными видами упражнений нейрогимнастика оказывает положительный эффект.
Чем полезна нейрогимнастика :
• Подходит для развития речи и мышления;
• Помогает улучшить кровообращение;
• Поднимает концентрацию и память;
• Содействует преодолению трудностей с чтением и письмом;
• Увеличивает скорость обработки информации;
• Развивает моторику;
• Помогает в обучении и деятельности в целом.
Детям разного возраста нужно заниматься нейрогимнастикой, однако особенно это эффективно для детей до 8 лет – когда формируются межполушарные связи. С 4-х летнего возраста нужно выполнять короткие комплексы упражнений продолжительностью 5 минут ежедневно, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным движениям.
Нейрогимнастика успешно применяется для работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Эти занятия помогают детям с дефектами речи, самоконтроля и ощущением своего тела в окружающем пространстве. Данный метод помогает детям контролировать свое тело и развивать творческие способности, а также даёт школьникам справиться с нагрузкой. Нейрогимнастика - это долгосрочный эффект и может обеспечить детей навыками, необходимыми для успешной адаптации в современном мире.
Правое полушарие отвечает за координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
Левое полушарие занимается абстрактно-логическим мышлением, развитием логики, математическими способностями и речью.
Работа мозга не прекращается, потому что между полушариями постоянно распределяется активность. Мозговая деятельность человека эффективна только в том случае, если оба полушария находятся во взаимодействии.
При функциональных нарушениях мозолистого тела, которое несет ответственность за координацию между полушариями, происходит нарушение взаимодействия левым и правым. При данном варианте одно из полушарий берет на себя большую часть нагрузки, а второе полушарие становится практически неактивным. В итоге это может привести к нарушению пространственной ориентации и другим негативным последствиям. Главной целью нейрогимнастики является восстановление связи и баланса активности между полушариями мозга.
Виды упражнений:
Для развития памяти и мышления в комплекс упражнений включены разнообразные нейроупражнения :
• Проведение дыхательных упражнений, снижает гиперактивность и помогает управлять эмоциями;
• Двигательные тренировки помогают повысить координацию движений, развивать пространственные навыки и писать;
• Глазодвигательные упражнения имеют два положительных эффекта: они улучшают межполушарное взаимодействие и дают возможность лучше воспринимать информацию, которая преподносится в процессе обучения;
• Упражнения для развития мелкой моторики помогают развитию интеллектуальных способностей;
• Артикуляционные упражнения предназначены для развития речи у детей с задержкой речевого развитии;
• Массаж и релаксация дают возможность расслабить мышцы, успокоить нервную систему, а также снимают гипертонус.
Консультация со специалистом поможет выявить, какие упражнения для вашего ребенка лучше всего подойдут.
Классификация упражнений для мозга
Все упражнения разбиты на четыре группы, в каждую из которых входит несколько упражнений для развития сенсомоторных навыков.
• Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они способствуют совместной работе двух ног, рук и глаз. Они помогают улучшить навыки чтения, письма, а также способствуют одновременному выполнению движений и мыслей.
• Энергетические упражнения способны повысить скорость передачи нервных импульсов между клетками головного мозга. Они помогают в улучшении эмоционального состояния и способности к саморегуляции. При регулярном проведении занятий, у ребенка улучшится мышление и скорость осознанного чтения.
• Растягивающие упражнения снимают мышечное напряжение и способствуют расслаблению сухожилий. Они уменьшают стресс, улучшая концентрацию и внимание.
• Упражнения, направленные на повышение позитивного мышления. Они снимают напряжение и помогают детям сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. Способствуют уменьшению тревоги перед важными экзаменами, диктантами и публичными выступления.
Нейрогимнастика для детей, включает полноценное развитие мелкой моторики рук, должна быть организована таким образом, чтобы вызывать интерес у ребенка. Данные занятия должны стать приятной привычкой и не вызывать негатив у ребенка.