Светлана Сулима
Консультация для педагогов «Как приучить ребёнка к дисциплине»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот как учёные говорят о дисциплине : «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для того, чтобы научить и натренировать детей для будущей жизни в нашем сложном мире. Если всё делается правильно, дисциплина помогает человеку обрести внутренний контроль и независимость».
Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Как приучить ребёнка к дисциплине“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру
В дошкольном возрасте дети уже умеют устанавливать связь между своими действиями и их последствиями. Поэтому можно эффективно хвалить, поощрять, обнимать за хорошее поведение. (уголоки добра) Нельзя только одно: игнорировать хорошее поведение и обращать на ребенка внимание только тогда, когда он ведет себя неправильно. В этом случае вы будете просто вынуждать его вести себя плохо, чтобы привлечь к себе хотя бы отрицательное, и внимание других детей и воспитателей.
Достичь поставленных перед педагогами задач нравственного воспитания достаточно сложно, поскольку детские характеры очень разнообразны и практически каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Подчас преподавателям и воспитателям приходится сталкиваться с детским упрямством, непослушанием, капризами. Здесь также важно выработать модель воспитания, основанную на сочетании разумной строгости и доброжелательности. Например, запрещенные для ребенка действия должны выражаться в форме категорического «нельзя» и ни при каких условиях педагог не должен идти на уступки.
Разумеется, самое лучшее, что может приучить к дисциплине, - это логические последствия неправильных действий. При таком подходе у ребенка всегда есть выбор. Он знает, к чему приведет определенное поведение, и может сам решить, стоит ли игра свеч. Ведь он оказывается наказанным естественным ходом событий. (например лишить совместной игры во время занятия, посадить на стул - раздумья и объяснить, что он своим поведением мешает другим детям, пример занятия) Это для индивидуального подхода.
Гиперактивным детям стоит давать как можно больше поручений на занятии. (помоги мне пожалуйста….)
В основе воспитания общей культуры поведения лежит обучение детей определенным умениям и навыкам. Для этого необходимо организовать ежедневные занятия в усвоении навыков правильного поведения. Они могут заключаться в беседах, сказкотерапия. Привычки закрепляются и становятся потребностью благодаря ежедневным многократным повторениям.
Чтобы дети были организованы необходимо:
- Установочная беседа о правилах поведения перед занятием и после занятия, используя положительные примеры, реальные ситуации, которые могут побуждать детей к хорошим поступкам.
-Занятие должно быть интересным, содержать определённый сюжет, это неожиданно появляющиеся сказочные персонажи, демонстрация новых, ранее не виданных предметов, занятие для дошкольников должно быть игрой.
- На занятии должны быть победители и побеждённые, это тренирует у ребёнка самооценку, без эмоциональных срывов. (пример занятия город головоломок)
- На занятии педагог должен владеть собой: спокойный, но требовательный тон, должен быть примером культурного поведения.
-Начинать занятие с настроя на занятие (игры приветствия) и использовать в процессе занятия игра на снятие эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию.
- Учить ребёнка контролировать своё поведение: психологические игры с гиперактивными и агрессивными детьми. (не только психолог использует игры, но и воспитатель)
Правила поведения на занятии для детей.
- Приходя - здоровайся.
-Обращаться друг к другу по имени, к взрослым по имени и отчеству.
- Говорить спокойно, вежливо, глядя глаза в глаза.
-Во время занятия не бегать, не драться, не мешать другим.
-Внимательно слушать, не перебивать другого.
-Хочешь сказать, дай нам об этом знать, подними руку.
-Уходя прощайся!
Занятия, даже хорошие, - это все - таки будни, поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным.
Колокольчик и бубен-игра на привлечения внимания.
В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую.
«Колокольчик и бубен»
К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает : Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик и бубен с бубенчиками. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я позвоню в колокольчик, вы должны собраться вокруг меня в кружок. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит игру-испытание.
Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.
К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает : Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик и бубен с бубенчиками. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я позвоню в колокольчик, вы должны собраться вокруг меня в кружок. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит игру-испытание.
Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.