МААМ-картинки

Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста

Светлана Бобрик
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»

Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание. Малые фольклорные формы : потешки, прибаутки, песенки, небылицы, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

Публикация «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с трудностями адаптации детей в детском саду. Сложность этого периода для ребенка часто выражается в его отрицательных эмоциях, проблемах в поведении и даже может вылиться в проблемы со здоровья.

Поэтому цель моей работы - помочь детям в адаптации, используя богатые возможности фольклора.

Устное народное творчество, используемое в играх и в совместной деятельности, помогает ребенку легче привыкнуть к условиям детского сада. А взрослому при помощи фольклора проще установить с ребенком эмоциональный контакт.

В период адаптации малыш все еще очень скучает по дому, по маме, ему пока сложно общаться с другими детьми и взрослыми. А выразительно рассказанная потешка способна вызвать у него положительные эмоции, улыбку и доверие к пока еще мало знакомому воспитателю.

Многие произведения устного народного творчества универсальны, то есть позволяют вставить в строку любое имя, не изменяя содержания в целом. Например, такие как «Кто у нас хороший.», «Вот проснулся петушок.»

Услышав свое имя в таком контексте, ребенок чувствует комфорт и обретает уверенность, что ему здесь рады. Его любят.

Знакомство детей с устным народным творчеством происходит как в совместной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности.

Процессы пробуждения, умывания, одевания, укладывания спать требуют сопровождения словом. И здесь фольклор просто незаменим. Он помогает ребенку, прежде всего, успокоиться, ненавязчиво запомнить последовательность процедур. И параллельно с этим ребенок запоминает потешку, песенку, частушку.

Звучность, напевность, ритмичность, занимательность произведений устного народного творчества привлекают детей, вызывают желание повторить их

самому, а это помогает развивать речь ребенка, его воображение.

Для всестороннего развития детей особое значение имеют игры.

В игре-забаве я стараюсь использовать уже знакомые детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность. Например, в игре «Моя доченька» я использую «Баю - баюшки-баю», «Катя. Катя маленька.» и т. п.

В подвижных играх с использованием потешек дети с удовольствием двигаются, развивается их координация движений. В пальчиковой игре развивается мелкая моторика, а значит, улучшается и обогащается речь.

Безусловно, игра для ребенка - это способ познания мира. Устное народное творчество помогает сделать этот процесс познания ярче, эмоциональнее. Интереснее. С помощью фольклорных произведений мы прививаем детям такие качества, как доброжелательность, дружелюбие, умение сопереживать.

В театрализации я использую пальчиковый настольный театр фланелеграф. Дети с удовольствием слушают и учатся разыгрывать простые сказки, рассказывать простые потешки об известных им персонажах.

В «уголке ряженья» дети сами перевоплощаются в персонажей: матрешек, хозяюшек и т. д.

В работе я активно использую дидактические игры «Узнай потешку» (когда ребенок по картинке должен вспомнить произведение народного творчества, а также «Угадай, из какой книжки прочитан отрывок?»)

Словесные игры по мотивам народного творчества (такие как «Про сороку», когда дети, слыша потешку, сами стараются ее обыграть, превращают потешку в настоящую игру, творческую и занимательную. А в игре «Подарки» дети дарят потешки друг другу.

Потешки, пословицы, поговорки я использую и во время прогулок, и тогда не смотря на хмурое небо или другие особенности погоды, прогулка проходит более эмоционально и интересно. Во время таких игр дети очень любят подражать животным: голосом, движениями.

Безусловно, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, слыша которые, подражая которым, ребенок успешнее овладевает родным языком.

Публикации по теме:

Роль родителей в формировании духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но.

Значение фольклора в детском возрасте Что мы помним из детства? А если нам зададут такой вопрос? Немного помолчим и начнем рассказывать каждый о своем. Воспоминания, я думаю,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 08:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бобрик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД