Светлана Бобрик
Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»
Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание. Малые фольклорные формы : потешки, прибаутки, песенки, небылицы, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.
Публикация «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с трудностями адаптации детей в детском саду. Сложность этого периода для ребенка часто выражается в его отрицательных эмоциях, проблемах в поведении и даже может вылиться в проблемы со здоровья.
Поэтому цель моей работы - помочь детям в адаптации, используя богатые возможности фольклора.
Устное народное творчество, используемое в играх и в совместной деятельности, помогает ребенку легче привыкнуть к условиям детского сада. А взрослому при помощи фольклора проще установить с ребенком эмоциональный контакт.
В период адаптации малыш все еще очень скучает по дому, по маме, ему пока сложно общаться с другими детьми и взрослыми. А выразительно рассказанная потешка способна вызвать у него положительные эмоции, улыбку и доверие к пока еще мало знакомому воспитателю.
Многие произведения устного народного творчества универсальны, то есть позволяют вставить в строку любое имя, не изменяя содержания в целом. Например, такие как «Кто у нас хороший.», «Вот проснулся петушок.»
Услышав свое имя в таком контексте, ребенок чувствует комфорт и обретает уверенность, что ему здесь рады. Его любят.
Знакомство детей с устным народным творчеством происходит как в совместной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности.
Процессы пробуждения, умывания, одевания, укладывания спать требуют сопровождения словом. И здесь фольклор просто незаменим. Он помогает ребенку, прежде всего, успокоиться, ненавязчиво запомнить последовательность процедур. И параллельно с этим ребенок запоминает потешку, песенку, частушку.
Звучность, напевность, ритмичность, занимательность произведений устного народного творчества привлекают детей, вызывают желание повторить их
самому, а это помогает развивать речь ребенка, его воображение.
Для всестороннего развития детей особое значение имеют игры.
В игре-забаве я стараюсь использовать уже знакомые детям потешки, чтобы дать им возможность проявить речевую активность. Например, в игре «Моя доченька» я использую «Баю - баюшки-баю», «Катя. Катя маленька.» и т. п.
В подвижных играх с использованием потешек дети с удовольствием двигаются, развивается их координация движений. В пальчиковой игре развивается мелкая моторика, а значит, улучшается и обогащается речь.
Безусловно, игра для ребенка - это способ познания мира. Устное народное творчество помогает сделать этот процесс познания ярче, эмоциональнее. Интереснее. С помощью фольклорных произведений мы прививаем детям такие качества, как доброжелательность, дружелюбие, умение сопереживать.
В театрализации я использую пальчиковый настольный театр фланелеграф. Дети с удовольствием слушают и учатся разыгрывать простые сказки, рассказывать простые потешки об известных им персонажах.
В «уголке ряженья» дети сами перевоплощаются в персонажей: матрешек, хозяюшек и т. д.
В работе я активно использую дидактические игры «Узнай потешку» (когда ребенок по картинке должен вспомнить произведение народного творчества, а также «Угадай, из какой книжки прочитан отрывок?»)
Словесные игры по мотивам народного творчества (такие как «Про сороку», когда дети, слыша потешку, сами стараются ее обыграть, превращают потешку в настоящую игру, творческую и занимательную. А в игре «Подарки» дети дарят потешки друг другу.
Потешки, пословицы, поговорки я использую и во время прогулок, и тогда не смотря на хмурое небо или другие особенности погоды, прогулка проходит более эмоционально и интересно. Во время таких игр дети очень любят подражать животным: голосом, движениями.
Безусловно, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, слыша которые, подражая которым, ребенок успешнее овладевает родным языком.