Ольга Кривоченко
Консультация для педагогов и родителей «Применение логопедического массажа у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния наших детей. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Применение логопедического массажа у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Тонус мышц может быть нормальным, повышенным (гипертонус) и пониженным (гипотонус). При гипертонусе необходим расслабляющий массаж (тормозящий, при гипотонусе- тонизирующий. В современной логопедической практике используются несколько видов массажа :
-дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
-точечный массаж (механическое воздействие пальцами рук на строго определенные участки тела, а именно на биологически активные точки.
-массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и. п.). Приемы логопедического массажа : поглаживание, растирание, вибрация и поколачивание, плотное нажатие. Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логомассажа,т. е. прошедший специальную подготовку.
Рекомендации к проведению массажа :
-Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми;
-Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям;
-Массируемые мышцы должны быть расслаблены. Массаж делается медленно.
-Продолжительность массажа не должна превышать 2—3 минут в один прием.
-Каждое движение повторяется 4—6 раз.
Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже. В работе по коррекции речи детей дошкольного возраста используют элементы самомассажа с помощью специальных мячиков. Ребенок сам себе делает массаж лица и рук. Практика использования массажного мяча показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. Сначала дети обучаются приемам самомассажа на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом перед зеркалом. Затем по мере усвоения, самомассаж проводится во время подгрупповых логопедических и коррекционных занятий с логопедом и воспитателем. Занятия проводятся в игровой форме с сопровождением стихотворных текстов.
Самомассаж рук начинаем с общих круговых, разогревающих движений мяча в ладонях, до появления “теплоты” в мышцах. Затем растираем мячом ладони движениями вверх-вниз, сжимаем и разжимаем мяч. После этого, медленно с нажимом катаем мяч вверх-вниз по руке, начиная от кончиков пальцев и заканчивая локтевым сгибом.
Движения сначала проводим на внешней стороне руки, затем на внутренней. Добиваемся ощущения тепла. Самомассаж рук заканчиваем пальчиковой гимнастикой с использованием разнообразных потешек и скороговорок.
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки массирующей кисти. Помимо этого самомассаж рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Самомассаж рук можно проводить не только с использованием специальных мячей, но и помощью прищепок, шишек, орехов, палочек, карандашей. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.
Массаж лба.
Упражнение № 1
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.
Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
Методические рекомендации:
Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день.
Упражнение № 2
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.
Описание: растирание лба от середины к вискам.
Методические рекомендации:
Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день.
Упражнение № 3
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.
Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам.
Методические рекомендации:
Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день
Упражнение № 4
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.
Описание: постукивание лба от середины к вискам.
Методические рекомендации:
Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день.
Массаж щек
Цель: укрепление мышц щек.
Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек.
Методические рекомендации:
Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6–8 секунд, 2 раза в день.
Упражнение для мышц губ
Цель: укрепление и активизация мышц губ.
Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.
Методические рекомендации.
Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняются 4-6 раз, 2-З раза в день.
Упражнение для мышц губ
Цель: укрепление и активизация мышц губ.
Описание: пощипывание губ от середины к углам.
Методические рекомендации:
Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6-8 раз, 2 раза в день.
Таким образом, применение логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.