Светлана Дыбагова
Консультация для педагогов и родителей «Гиперактивность или активность? В чём разница?»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивность или активность? В чём разница?
(Слайд 2)
В современном обществе темпы технического развития настолько высоки, что мы не успеваем отслеживать новинки облегчающие существование человека в бытовом мире вещей. Это вещи. Но вместе с бытом человек окунулся не просто в потоки информации, а, можно сказать, что он погрузился в водоворот получаемых впечатлений. Мы так далеко отошли от плавного, созерцательного получения информации об окружающем мире, где была возможность неторопливого погружения, осмысливания, что даже взрослый человек не всегда может справиться с информационными потоками, что уж здесь говорить о ребёнке. Мы, взрослые, способны отсеивать ненужное, просматривать бегло, не вдаваясь в суть происходящего, и только при желании обращаем внимание на то или иное событие. Начинаем детальное его изучение, ищем дополнительные сведения и источники, для подтверждение или, наоборот, отрицания полученной информации. Ребенок же еще не может чётко дифференцировать, нужны ему те или иные сведения. Ведь он только недавно пришёл в этот мир, для него всё внове, всё надо. И вот представьте, что попал он в океане, а плавать ещё не умеет. Что делать?
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Гиперактивность или активность? В чём разница?“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
(Слайд 3)
Я часто слышу от родителей, да что греха таить, и от педагогов, что тот или иной ребенок невыносим, он ни минуты не сидит на месте, с ним невозможно заниматься. Начинаешь расспрашивать и выясняется, что одни считают, что всё хорошо, что так и должно быть, другие, что надо обязательно показать ребёнка врачу, чтобы тот назначил лечение. Но никто из них не попытался разобраться, а что на самом деле с ребёнком. Нужно ему лечение или ему просто надо чаще общаться с вами.
Исходя из этого, сегодня мы с вами обсудим различия между понятиями «нормальная детская активность» и «гиперактивность».
(Слайд 4)
Любознательный, активный, подвижный ребёнок, способный быстро разобраться с новой игрушкой, помогает старшим членам семьи разобраться в новом телефоне или компьютере – разве это плохо? Разве это ненормально? Задаешь ему загадки, логические задачки – отгадывает, рассуждает, значит явно, с мышлением проблем нет. Да, бывает неугомонен, нетерпелив, не внимателен, не может отсидеть или отстоять в очереди – а вы не устали? Иногда, именно иногда, может разгуляться перед сном. Ведь всё это не признаки гиперактивности. Ведь гиперактивный ребёнок, НЕЗАВИСИМО от ситуации, в любых условиях, будет вести себя одинаково. Он не будет обращать внимание на ваши замечания, уговоры, наказания. Он просто не может быть другим. Это ему не по силам.
(Слайд 5)
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) характеризуется сочетание трёх основных проявлений – это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Остановимся подробно на каждом проявлении.
Говорить о наличии синдрома, мы можем только если у ребёнка выделены минимум шесть из нижеперечисленных признаков, того или проявления. И не просто выделенных, а наблюдаемых в его поведении постоянно в периоде не менее полугода.
(Слайд 6)
«Невнимательность».
• Обычно ребёнок не способен сосредоточивать, удерживать внимание на деталях, вследствие чего допускает множественные ошибки в выполнении заданий.
• Не вслушивается в обращенную к нему речь, что вызывает впечатление, что он вас игнорирует.
• Не доводит начатое до конца. Что начинает казаться, что ему просто не нравится эта работа, и таким образом он высказывает протест. Но на самом деле, он просто не может усвоить правила, инструкции и следовать им.
• Ребёнок не может организовать свою деятельность, это вызывает у него огромные трудности. И неважно, какую деятельность сделать постройку или написать сочинение.
• Задания, которые требуют длительного интеллектуального напряжения, ребёнок просто избегает.
• Он часто теряет свои вещи, предметы, игрушки.
• Посторонние стимулы легко его отвлекают.
• Ребёнок постоянно всё забывает
(Слайд 7)
«Гиперактивность». Так же включат в себя ряд признаков.
• Ребёнок никогда не сидит спокойно, всё его тело находится в постоянном движении. Он беспричинно двигает ногами, руками, перекачивается или переминается с ноги на ногу, оборачивается.
• Ребёнок не может усидеть на одном месте, он встаёт, может начать ходить по помещению и т. д.
• Его двигательная активность не имеет определённой цели. Он просто постоянно находится в движении: прыгает, бегает, залезает куда-либо, крутится. Очень часто оказываясь в опасных ситуациях.
• Тихо сидеть, спокойно заниматься тем или иным видом деятельности ребёнок не может.
• Ребёнок постоянно, ВСЕГДА нацелен на движение.
• Часто бывает болтлив.
(Слайд 8)
И вот, что касается последнего проявления СДВГ. Это «Импульсивность». Как и два предыдущих проявления она характеризуется сочетанием нескольких признаков:
• Ребёнок не задумываясь, не дослушав вопрос до конца, выкрикивает свой ответ.
• Он с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации.
• Ребёнок постоянно мешает другим, вмешивается в игры других детей, разговоры сверстников и взрослых, может приставать к окружающим.
(Слайд 9)
Теперь, давайте проведём сравнительный анализ поведения активного и гиперактивного ребёнка.
Двигательная активность
Активный ребёнок Большую часть дня предпочитает пассивным играм подвижные, «не сидит на месте», НО если его заинтересовать, то может и книжку с мамой почитать и пазлы собрать
Гиперактивный ребёнок Находится в ПОСТОЯННОМ движении, не может себя контролировать, т. е. даже если устал, все равно продолжает двигаться, а выбившись из сил начинает плакать и истерить
(Слайд 10)
Речь
Активный ребёнок Задаёт огромное количество вопросов, быстро и много говорит.
Гиперактивный ребёнок Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает вопрос или ответ.
(Слайд 11)
Сон. Системные нарушения
Активный ребёнок Нарушения сна или процессов пищеварения скорее исключение, чем характерные проявления
Гиперактивный ребёнок Невозможно уложить спать, спит урывками, проявляя признаки беспокойства. Наблюдаются частые кишечные расстройства. Часто отмечаются различные дерматиты и аллергии.
(Слайд 10)
Речь
Активный ребёнок Задаёт огромное количество вопросов, быстро и много говорит.
Гиперактивный ребёнок Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает вопрос или ответ.
(Слайд 11)
Сон. Системные нарушения
Активный ребёнок Нарушения сна или процессов пищеварения скорее исключение, чем характерные проявления
Гиперактивный ребёнок Невозможно уложить спать, спит урывками, проявляя признаки беспокойства. Наблюдаются частые кишечные расстройства. Часто отмечаются различные дерматиты и аллергии.
(Слайд 12)
Активность
Активный ребёнок Активен не всегда и не везде. Например, может быть беспокойный дома, но в садике или в гостях, наоборот, спокоен.
Гиперактивный ребёнок Ребёнок в любых условиях ведёт себя одинаково активно, беспокойно. Он неуправляем, не реагирует на замечания, запреты, ограничения
(Слайд 13)
Эмоциональные проявления
Активный ребёнок Сам редко провоцирует конфликт. Конечно, может участвовать в выяснении отношений, по поводу не поделённой игрушки, НО он не агрессивный
Гиперактивный ребёнок Ребёнок часто провоцирует конфликты. Он не контролирует свою агрессию: дерётся, кусается, толкается, причём находит и пускает в ход все подручные средства – палки, камни, игрушки …
(Слайд 14)
Таким образом, главным в отличии гиперактивности от простого активного темперамента ребёнка является то, что это не черта характера ребёнка, а следствие нейрофизиологических проблем. Просто частой ошибкой взрослых, родителей или педагогов, является смешивание этих двух понятий в одно. Поэтому первым и главным шагом является проведение дифференциальной диагностики поведения ребёнка. Существует много психологических методик, но даже использование вышеперечисленных сравнительных характеристик поведения ребёнка уже подскажут нам пути решения проблемы, если таковая есть. Исходя из наличия тех или иных особенностей, мы можем обратиться к помощи врача и психолога или просто, изменить своё отношение к проблеме.