Татьяна Романенко
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Растить гражданина»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека. Мы растим гражданина.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше, с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. С первых лет жизни надо пробуждать в ребенке любовь к родной земле, воспитывать в нем черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста „Растить гражданина“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Малыш впервые открывает Родину в семь. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, станице, формировать в нем чувство хозяина, бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктам питания, недрам земли и общественному достоянию (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами). Вызывать в ребенке чувства гордости за достижения страны, воспитывать любовь и уважение к людям труда, к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, народным традициям; формировать уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну, расширять представление детей о нашей Родине, ее столице.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на свою улицу, и панорама родной станицы, впервые открывающуюся с колеса обозрения, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежегодно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны ему.
Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес? Прежде всего, это место, где он родился и живет. Родная природа… От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками. Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей, как источник красоты.
Родная станица… Надо показать ребенку, что станица Каневская славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятники, людьми. Важно, чтобы родная станица предстала перед ребенком, как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Какие сведения и понятия о родной станице способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той. На которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, стадион, торговый центр, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родной станицы. Ребенку надо объяснить в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами станицы, главными улицами. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и станица, город, где он родился и живет. Когда говорят «каневчанин», «стародеревянковец», то это указывает на принадлежность человека к той станице, где он живет. Каждый человек любит свою родную станицу и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим ее.
Для воспитания у ребенка любви к родной станице необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют гораздо большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком в любую, даже отдаленную часть станицы.
Во время воскресных прогулок с родителями ребенок, катаясь на колесе обозрения, видит всю красоту родной станицы с высоты птичьего полета. Он получает эстетическое наслаждение от панорамы, делает столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки надолго остаются в памяти ребенка. Но ребенку надо показать Каневскую не только как красивую станицу, но и показать рудовую жизнь каневчан. Старшему дошкольнику полезно рассказать о том, как основывалась наша станица, откуда пошло ее название, кто основал Каневскую, как казаки обустраивались и заботились о своей станице.
Ребенок узнает от взрослых, что его станица самая большая станица в мире, что жители станицы гордятся тем, что в Каневской имеется Дворец культуры, Дворец спорта, Ледовый дворец, зоопарк. В Каневскую съезжаются люди из разных станиц, городов на спортивные встречи, народные песенные и танцевальные фестивали. Жители Каневской любят свою станицу, ежегодно взрослые и старшие ребята – школьники убирают улицы своей станицы от мусора, ставят удобные скамейки в скверах, обустраивают детские площадки… Значит и он, маленький каневчанин, должен быть причастным к делам взрослых: бережно относится к тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения, поддерживать чистоту и порядок в своем дворе, подъезде, сквере, транспорте. Вести себя в общественных местах культурно.
Пробудить интерес детей к Родине, к родным местам, заложить начало патриотических сведений.
На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи – дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к отчизне», «военная доблесть».
Пусть не все поймет ребенок сейчас, но в его сердце останется след, а с возрастом он все осмыслит.
Такие уроки мужества, как рассказ деда или бабушки, рассматривание фронтовых фотоснимков, орденов и медалей, посещение с родителями и возложение цветов к обелиску Славы в День Победы, особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины – должны уметь охранять родную землю и чистое небо, а если потребуется, то и встать на ее защиту. Но не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей.
Родители должны помнить о том, что их жизнь является примером для ребенка обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношения к событиям современности – все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед обществом.
Дети – наше будущее и поэтому важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением, свой отчий дом, свою Родину.