Ярослава Толкун
Консультация для педагогов «Бесконфликтное общение педагогов ДОУ с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями :
1. Неоправданно позитивные ожидания родителя от детского сада, когда отдавая ребенка в детский сад родители думают, что там всему научат, а самим делать ничего не придется. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами.
Публикация «Консультация для педагогов „Бесконфликтное общение педагогов ДОУ с родителями“» размещена в разделах
2. Неоправданно негативное отношение возникает, когда опыт самого родителя был неудачным. Такой заведомо подготоаленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет на него и на отношения между воспитателем и родителем.
3. Бывает, что воспитатель становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия и поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и как родителя. К сожалению, есть педагоги, которые любят не только диктовать родителям, как нужно воспитывать детей, но и делают это в достаточно категоричной форме. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
4. Еще одна проблема – страх родителей, особенно мамы, потерять контроль над своим ребенком, когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь. В них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит.
5. Особенности самого ребенка. Если в семье вовремя не побеспокоились о соотнесении домашнего режима с режимом детского сада, если в семье ребенку уделяется повышенное внимание, его ни в чем не ограничивают и беспрерывно развлекают, ребенок испытывает неизбежные трудности и сильный стресс в большом коллективе, где обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно. Родители, особенно мама, не видя «должного» внимания со стороны взрослых в детском саду нервничают, предполагая, что малыш капризничает и не хочет идти в детский сад из-за того, что к малышу там плохо относятся. На самом же деле, причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и коллектив детей.
6. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который недосмотрел за ребенком, или агрессия по отношению к обидчику. Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. Дети быстро понимают, что взрослого интересуют прежде всего негативные рассказы о детях или воспитателях и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории специально для мамы.
7. Не владение обеими или какой то из сторон знаниями и навыками конструктивного общения.
8. Недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, низкая компетентность, когда за счет другого человека и своего положения педагог хочет самоутвердиться и показать свою значимость.
Принципы бесконфликтного общения :
1. В основе общения должно лежать не соперничество, а сотрудничество. Оно базируется на внутренней установке «я хороший – ты хороший». Это позиция на равных. Внутренние установки обычно не осознаются самим человеком, но считываются окружающими по позе, выражению лица, интонации, жестам. Особенно, если это установки «я хороший - ты плохой» (позиция сверху) или «я плохой – ты хороший» (позиция снизу).
2. Наша цель – благополучие воспитанников, а не выявление «кто прав, кто виноват» и не соревнование «кто лучше или компетентнее». Здесь мы по одну сторону с родителями. Важно об этом помнить!
3. Невербальное общение : позы, движения, жесты, мимика, тембр и ритм голоса, паузы, контакт глаз. Они говорят без слов, даже когда не направлены конкретно собеседнику. Осознавание значимости невербальной манеры общения и умение адекватно выражать себя в контексте сотрудничества способствуют созданию условий для бесконфликтного общения.
4. Роль глаз особенно важна. Взгляд может выражать больше, чем слова. Мягкие, нежные, теплые, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, стеклянные, искрящиеся, радостные, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может пугать, восхищать, приковывать, возбуждать, успокаивать. Отсутствие взгляда тоже может быть сигналом. Можно подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь с ним дела. Дружелюбное общение всегда сопровождается прямым открытым взглядом на собеседника.
5. Интонация. Макаренко отмечал, что одну и ту же фразу можно проговорить с 16-ю различными интонациями голоса. «Мне не безразличны успехи вашего ребенка» с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности или доброжелательности будут звучать по разному. Если вы хотите быть услышанным, интонация должна быть доброжелательной.
6. Имя. Всегда обращайтесь к собеседнику по имени.
7. Умение слушать и слышать. Научитесь не перебивать собеседника, расположитесь к нему лицом, будьте заинтересованы в том, что он говорит, кивайте в ответ (эта физическая включенность позволяет собеседнику понять, что его слушают). Задавайте уточняющие вопросы. Давайте обратную связь о том, что понимаете чувства собеседника. Эта технология «активного слушания» позволяет партнеру по общению относиться к вам с большим доверием, возможность «выпустить пар», а вам оказаться услышанным.
8. Вы должны четко понимать, что хотите сказать. И всегда держите в голове цель разговора, чего вы хотите достичь. Сверяясь с ней, держите на нее курс во время беседы.
9. Правильная подача информации. На обвинения и нападки педагогов по поводу воспитания детей, родители начинают реагировать агрессивно. Прежде чем рассказать о нехорошем поступке ребенка, необходимо сказать, что хорошего совершил ребенок в течении дня. И только потом отрицательный поступок.