Мария Тимофеева
Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) задачи формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников и формирования у них начальных представлений о здоровом образе жизни относятся к образовательной области «Физическое развитие», поскольку реализация этих задач ориентирована, прежде всего, на укрепление здоровья детей, их физическое, а также психологическое благополучие.
Темочки:
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Владение культурно-гигиеническими навыками, выполнение детьми младшего дошкольного возраста правил личной гигиены способствует их правильному поведению в быту, общественных местах, соответствует социально одобряемым формам общения между людьми. Это значит, что сформированные культурно-гигиенические навыки не только оказывают значимое влияние на здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, но и являются частью его успешной социализации.
Практика дошкольных образовательных организаций показывает, что поступающие младшие дошкольники не владеют этими навыками или владеют ими не в полной мере. В этой связи, кроме адаптации младших дошкольников к детскому саду, педагогам приходится тратить значительную часть своего времени на формирование у них культурно-гигиенических навыков.
Что такое «Культурно-гигиенические навыки»?
Понятие «культурно-гигиенические навыки» является собирательным. В настоящее время в психолого-педагогической научной и методической литературе нет единого определения данного понятия. С одной стороны, исследователи рассматривают его в контексте навыков, которые укрепляют здоровье, а с другой стороны — в контексте общих культурных норм поведения в обществе.
По определению С. В. Петериной, культурно-гигиенические навыки — это «автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви».
Согласно Е. А. Алябьевой, культурно-гигиенические навыки — это довед нное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах.
В исследованиях Г. А. Урунтаевой представлена классификация культурно-гигиенических навыков дошкольников и сформулированы их показатели:
— культура еды — умение культурно принимать пищу (нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу, умение потреблять пищу с удовольствием, с аппетитом и опрятно);
— опрятность — содержание в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, которое продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений (выполнение элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки, полоскать рот, чистить зубы; умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять);
— культура поведения (умение правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; прикрытие салфеткой рта при кашле, чихании).
В работах Е. М. Белостоцкой культурно-гигиенические навыки рассматриваются как навыки соблюдения правил гигиены, являющиеся неотъемлемой частью культуры поведения, составляющие основу гигиенического воспитания как части общего воспитания. Е. М. Белостоцкая отмечает, что культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, необходимо вырабатывать с раннего возраста.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков детей младшей группы необходимы следующие условия:
· Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.). Для определения условий у детей дома, мы проводим анкетирование родителей, составляем протоколы обследования семей, проводим личные беседы с родителями;
· Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
· Многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
· Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
· Организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
· Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
В детском саду при наличии всех условий для успешного формирования КГН дети легко привыкают к выполнению правил личной гигиены в окружении сверстников, но дома эти условия не всегда выполнимы, или же не выполняются родителями по разным причинам. Например, в детском саду на каждое действие личной гигиены есть наглядные материалы, находящиеся на видном месте с постоянным доступом для детей – алгоритм мытья рук, алгоритм одевания на прогулку и тд. А дома у детей не всегда они имеются, игнорируется их необходимость родителями. И если задачи посильные саду (мытье рук) прививаются ребенку, то другие (чистка зубов, мытье тела и волос) в силу невыполнения в саду могут только теоретически и в виде игры даваться детям, без полного закрепления и доведения до автоматизма. Поэтому работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна быть совместна с семьей.
Для реализации данной задачи предлагается использовать следующие формы работы с семьей:
·беседы;
·моделирование и анализ заданных ситуаций;
·мини конкурсы;
·консультации;
·совместные игровые ситуации;
Для работы с родителями предлагается провести беседы на данные темы:
1. Беседа на тему:«Семья. Семейный климат».
Цель: Выяснить общие условия семейного воспитания. Формирование у родителей представления о семейном климате и его влияния на развитие ребёнка. Вопросы 1. Что такое семья? 2. Что родители понимают под словами «семейный климат?»3. От чего он зависит? 4. Каким он должен быть? 5. Чему в семье должны учиться.
2. Беседа «Режим дня».
Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей. Вопросы 1. Что такое режим? 2. Соблюдаете ли вы его дома? 3. Совпадает ли домашний режим ребёнка с режимом детского сада.
3. Беседа на тему :«Совместный труд ребёнка и взрослого».
Цель: Выяснение, как родители взаимодействуют с ребёнком, приобщая его к совместному труду. Вопросы 1. Знакомити ли вы ребёнка с трудом взрослых? 2. Рассказываете ли вы ребёнку о своей работе? 3. Как вызвать у ребёнка желание трудится? 4. Как в домашних условиях вы приобщаете ребёнка к труду? 5. Как вы организуете участие ребёнка в совместном с вами труде?
4. Беседа на тему :«Спорт и ребёнок»
Цель: Выяснить у родителей, что они знают о детском спорте. Вопросы 1. Что вы знаете о детском спорте? 2. В какой вид спорта вы хотели бы отдать ребёнка? 3. Почему?
Для моделирования ситуаций по формированию культурно-гигиенических навыков можно провести совместные с родителями занятия по КГН, совместными дискуссиями придти к общей форме обучения детей кгн (например, в какой последовательности моем руки, и придерживаться этих правил и дома и в саду, распространить для всех родителей памятку для того, что б они повесили ее у умывальника в своем доме).
Так же можно предложить родителям просмотреть записи с занятий с детьми и проанализировать, что их дети делают правильно, а над чем надо поработать или исправить (например, предварительно записать как дети садятся за стол при приеме пищи, а после предложить родителям разобрать увиденное видео вместе: как далеко от стола отодвигают дети стул, мешают ли они при этом другим детям, двигают ли они свой стул к столу сами или им помогают взрослые, ждут ли они пока их подвинут, или тянутся через пространство к столу или, наоборот, тянут к себе ложку; как дети едят, поправляют ли себя во время приема пищи, говорят ли «спасибо». Много таких вопросов можно разобрать, посмотрев и обсудив с родителями небольшое видео в 1-2 минуты. На примере своих детей и при единовременном сопоставлении с другими детьми родителям так же будет легче увидеть свои ошибки, и они будут легче принимать и исправлять их.
Какие конкурсы можно провести среди родителей и детей для повышения навыков личного обслуживания у детей младшего дошкольного возраста:
Конкурс семейного фото «Мое утро с Мойдодыром», где предлагается сделать шуточное фото, где дети дома умываются, пользуются необычной зубной щеткой, одеты после ванны в смешное полотенце и т. д. и т. п.
Изготовление книжек-малышек на тему «Я учусь быть человеком»: предлагается изготовление книжек-малышек из двух разделов, в первый из которых родители помещают информацию о разных навыках, которые ребенок осваивает и зачем ему это надо, атак же прилагают фото в процессе, а во втором разделе постепенно добавляется информация с успехами ребенка (Я сам чищу зубы, я пользуюсь только горшком и т. д.).
Так же для консультаций с родителями предлагаются следующие темы:
· «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»;
· Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания у детей 1,5-2 лет;
· «Правила формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста»;
· «Гигиеническая культура детей раннего возраста»;
· «Гигиена в доме при воспитании детей раннего возраста» и другие.
Для проигрывания с детьми и родителями предлагаются следующие сюжетно-ролевые игры:
· «Собираемся на прогулку». Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
· «День рождения Степашки». Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
· «Повара»Цель: закрепление знаний о полезных для здоровья продуктах, местах их применения.
Ожидаемые результаты работы:
Расширение знаний детей о культурно – гигиенических навыках; формирование у детей потребности в самостоятельном применении этих навыков, как в детском саду, так и дома;
Закрепление полученных навыков, что в дальнейшем выработает у детей привычку самообслуживания, личной гигиены, предупреждение многих заболеваний;
Повышение заинтересованности, большей компетентности родителей в процессе формирования культурно – гигиенических навыков.
В связи с этим мы предлагаем ряд рекомендаций для воспитателей и родителей по успешному формированию культурно – гигиенических навыков и дальнейшему сотрудничеству и взаимодействию в этом направлении:
Воспитатель и родители в процессе совместной работы по формированию культурно – гигиенических навыков должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их уже имеющиеся на момент формирования успехи и видимые трудности;
Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на формирование культурно – гигиенических навыков и умений является очень значимым и весомым. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе, желание быть самостоятельным, следить за собой и замечать «неполадки» у других, что в будущем безусловно положительно отразится на культуре ребёнка и его умении вести здоровый образ жизни.
Взрослому (дома и в детском саду) принадлежит исключительно активная роль в обучении малыша умению умываться, одеваться, самостоятельно кушать, убирать за собой вещи и игрушки, заботливо к ним относиться, следить за своим здоровьем и самочувствием, но не надо забывать о не менее активной роли и самого ребёнка.
Для более эффективного формирования культурно – гигиенических навыков при взаимодействии с семьёй необходима систематическая работа, сотрудничество и взаимодействие.