Тюрнева Надежда Анатольевна
Конструирование из бумаги с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительную работу к развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги мы начали через создание соответствующей атмосферы и внесения в Центр конструирования материалов, которые будут стимулировать у детей интерес к конструированию из бумаги. На протяжении недели мы проводили в рамках Центра творчества мини-выставки поделок, выполненных в разных техниках конструирования из бумаги. Каждый день, организую такую выставку, мы привлекали внимание детей, у детей возникали вопросы о том, как создавались данные изделия, в какой технике и появлялось желание научиться выполнять также. Благодаря такой форме организации работы мы смогли привлечь внимание многих детей к поделкам, выполненным в разных техниках и заинтересовать их конструированием из бумаги.
Публикация «Конструирование из бумаги с дошкольниками» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумага. Конструирование из бумаги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2024
Дополнительно, чтобы вызвать у детей интерес, мы разместили в Центр книги детские книги, посвященные поделкам из бумаги выполненным в разных техниках для рассматривания, мы разместили в Центр творчества разные виды бумаги разных цветов, фактур, толщины, мы разместили в Центр игр коробку с изготовленными в технике оригами животными для режиссерских игр, для игр-театрализаций. Благодаря такой организации работы во время непосредственной образовательной деятельности с детьми, в ходе которой мы знакомили их со свойствами бумаги, обобщали уже имеющиеся знания и дополняли знания детей, у них проявлялся достаточно устойчивый интерес.
Рассматривая свойства бумаги, мы продемонстрировали детям возможность создавать из бумаги совершенно разные изделия, используют для этого соответствующие техники и начали знакомство с данными техниками. В непосредственной образовательной деятельности с детьми мы опирались на методику обучения детей конструированию из бумаги.
Общая схема работы была взята нами у Л. В. Парамоновой. Для знакомства со способом конструирования мы использовали игровые ситуации. Например, для знакомства с оригами мы использовали игровую ситуацию «Загадочные превращения квадрата», который являются базовыми фигурой в оригами. На основе базовой фигуры дети овладевали самим способом, самой техникой складывания, а затем уже решали практические задачи, как можно из базовой фигуры сконструировать разные объекты. Вначале мы брали фигуры с простым набором элементов, достаточно понятным, и вводили технологические карточки, на которых дети видели алгоритм или порядок складывания. Это необходимо было для того, чтобы дети научились читать схемы и могли заниматься самостоятельно конструированием из бумаги. После того как дети учились создавать основную форму, для развития изобразительных способностей мы предлагали детям эту форму дополнить различными деталями, элементами, которые придадут образу завершенность, акроме того, позволят придать ему индивидуальности.
Следующим этапом работы мы предлагали базовую фигуру трансформировать в разные предметы. Здесь как раз у детей проявлялся простор для творчества, они могли использовать разные приемы для того, чтобы превращать эту базовую фигуру путем дополнения к ней каких-либо элементов в другие фигуры и получая много разных вариантов. Заключительным этапом работы являлось то, что детям предлагалась фигура, а детали к этой фигуре они добавляли по своему выбору и создавали поделку уже по-своему замыслу. То есть весь алгоритм обучения конструированию включал в себя 4 основных шага:
1. Знакомство с порядком складывания базовой фигуры или получения формы.
2. Дополнение базовые фигуры или формы элементами.
3. Преобразование базовые фигуры или формы в разные предметы.
4. Самостоятельное изготовление на основе базовой фигуры или формы какого-либо объекта.
Этот алгоритм, как мы полагаем, является наиболее подходящим, поскольку он не только обеспечивает формирование собственно конструктивных умений и навыков, которые важны как основа для развития изобразительных способностей, но и позволяет детям проявлять инициативу во внесении элементов образа, в выборе самого образа, предмета и в выборе средств создания своего образа от изначальной фигуры до конечного результата.
В развитии изобразительных способностей мы использовали разные приемы, предлагая детям на каждом из этапов работы фантазировать, выражать свои идеи и замыслы, рассказывать об ассоциациях, которые возникают у детей, использовать различные игры и упражнения, направленные на сравнение данной формы с какими-либо предметами. Например, это игры типа «Угадай, на что похоже»,«Угадай, что в этом предмете спряталось», «Подбери похожий»и так далее. Благодаря осуществлению сравнения и вычленению общих свойств и признаков дети соотносили формы с разными объектами и предметами, видели в них сходство и на основании этого определяли, какой объект может получится.
Также дети активно осваивали приемы комбинирования, которые играют важную роль в создании конечного образа. Например, дети учились дополнять элементы, видоизменять форму путем отгибания, разрезания, складывания и так далее результаты потому что дети учились получать совершенно далее. В результате того, что дети учились получать совершенно разные объекты на основе одной и той же формы, у них называлось воображение, они представляли себе разные объекты и в последующем уже могли применять знакомые им приемы и способы для создания новых образов. Немаловажную роль в определении будущего образа играла работа с цветом, когда, например, мы предлагали детям такое упражнение: базовую форму мы выполняли в нескольких цветах и показывая ее в каждом цвете спрашивали детей–на какой предмет может быть похожа данная форма?; или что вам напоминает этот цвет?; можно ли эту форму преобразовать в этот предмет? Что для этого необходимо? Благодаря таким упражнениям дети начинали более свободно видеть возможности преобразования разных форм, выполнять эти преобразования и получать соответствующие результаты.
Вначале дети больше опирались на работу по образцу, затем, постепенно мы переключали внимание детей на работу по схеме, создавали возможности для работы по словесной инструкции. При освоении объемного конструирования, когда мы предлагали детям создавать новую форму на основе нескольких форм, интересными являлись занятия, на которых дети учились из отдельных коробочек, комбинируя их между собой, создавать разные варианты построек. Благодаря такому приему работы, у детей формировалось комбинаторное мышление, пространственное мышление, они учились соотносить между собой разные элементы, сопоставлять их, соединять их в единое целое. Для того, чтобы у детей развивались изобразительные способности в Центре констурирования мы предлагали им также материалы для экспериментирования. Когда, например, мы располагали отдельно формы и элементы, которые дети могли добавлять к этим формам, приклеивать, дорисовывать и получать разные объекты. Благодаря такому экспериментированию у детей также развивалась фантазия и способность создавать интересные образы. В процессе экспериментирования дети закрепляли умение комбинировать и создавать образ из отдельных элементов или деталей.
На протяжении экспериментальной работы с детьми мы создавали разные работы, в основе которых лежала работа с формой и цветом как элементами создания образа и овладения приемами конструирования. Цвет, детали использовались как выразительные средства для передачи особенностей образа. Работа по конструированию из бумаги являлась для детей очень привлекательной. За время формирующего эксперимента многие дети занимались самостоятельным экспериментированием, соединяли разные формы, осваивали необходимые умения и навыки, что положительно сказалось на уровне развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В работе с родителями и педагогами мы также провели комплекс мероприятий. В каждом из мероприятийсоздавались благоприятные условия для развития изобразительных способностей детей. В работе с педагогами мы расширяли и уточняли представления о конструировании каквиде деятельности, его возможностях, его потенциале и создавали условия для того, чтобы педагоги активнее применяли в работе методы и приемы, способствующие развитию изобразительных способностей. Для этого мы предлагали педагогам такую форму работы как презентация опыта, в ходе которой каждый педагог знакомил коллег с одним из фрагментов образовательной деятельности в рамках которой использовались приемы развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, проводилось обсуждение, каждый педагог высказывался о том, что являлось наиболее удачным в его опыте, над чем он считает необходимым продолжать работу. Благодаря этому педагоги более активно внедряли в свою деятельность те приемы и методы, с которыми они знакомились.
Мероприятия для родителей мы активно наполняли практическими упражнениями, которые бы позволили родителям самим овладеть необходимыми методами и приемами. В рамках этих мероприятий родители создавали также разные поделки, знакомились с разными техниками, а для того чтобы родители начали более активно применять их с детьми, мы предлагали различные творческие задания, организовывали конкурсы работ в группе, использовали данные умения и навыки родителей для изготовления различных тематических оформлений к предприятиям и праздникам.
Именно благодаря практической направленности наших мероприятий, как мы полагаем, интерес у родителей к данной проблеме стал более устойчивым. Родители больше узнали о том, что такое конструирование из бумаги, стали представлять разные виды конструирования, активно использовать разные виды конструирования вместе с детьми. Если на констатирующем этапе родители относили к конструированию из бумаги часто аппликацию, то на формирующем этапе они узнали о том, что относится к конструированию из бумаги и не путали конструирование из бумаги с аппликацией, разобрались в основных принципах конструирования. Некоторые виды конструирования родителям особенно полюбились и это было видно по детям, которые экспериментировали с бумагой, с данными видами конструирования в группе. Несколько родители активно стали осваивать конструирование из бумаги на основе объемных форм, в частности, на основе построек из готовых коробочек и благодаря этому, постепенно появился макет городской улицы, на которой все дома были сконструированы из коробочек. Дети, видя результат совместного творчества с родителями, очень вдохновились этой деятельностью и активно осваивали данный вид конструирования в группе.
В помощь родителям и педагогам по развитию изобразительных способностей детей была разработана рабочая тетрадь. Ее задания были направлены на формирование структурных компонентов изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. В заданиях тетради детям предлагалось определять средства выразительности на репродукции разных картин, придумывать названия картинам, изображать разные объекты и предметы.