Штацкая Татьяна Николаевна
Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия экскурсии «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»
Цель: учить понимать взаимосвязь природных биоценозов между собой, закрепить знания детей полученных на занятиях. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Ход экскурсии:
*Используя технические средства, видео или мультимедийного оборудования показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут).
Публикация «Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста „Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Разминка: «Плавает или летает». Воспитатель называет птиц, рыб, насекомых, виды транспорта которые могут летать или плавать. Дети в движении показывают действие названного.
Работа с модулем природного биоценоза.
* Воспитатель выставляет вдоль берегов реки всех примерных обитателей этих мест и растительный покров, а затем убирает реку и предлагает детям подумать, какие организмы пострадают первыми.
* Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места, если, конечно, останутся живы (убирает картинки) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. Из-за этого лишатся пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью. К ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. На следующем этапе пострадают остальные животные. Многие из них останутся без пищи и без дома.
* Вывод: погибнет все живое и в итоге лес как биоценоз перестает существовать.
* Взаимосвязь важна не только в природе, но и во взаимоотношениях среди людей это тоже важно. Вот мы сейчас поиграем с вами и посмотрим, можете ли вы приходить на взаимовыручку друг к другу
Подвижная игра: «Кривое колесо».
Цель игры. Учить регулировать дыхание во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу детей. Данная игра подходит в качестве эмоциональной разрядки после
напряженной интеллектуальной работы. Формирует навыки коллективной деятельности.
Конспект осенней экскурсии : «В гости к сосне и дубу».
Цель: пронаблюдать за деревьями в середине осени, научиться отличать деревья по внешним признакам. Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов.
Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем - разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. Уметь показать свои знания, уметь соревноваться.
Методические указания: Готовясь к этой экскурсии, воспитатель проводит беседы о правилах поведения в живой природе, рассматривают и обсуждают характерные отличительные внешние признаки двух деревьев. Экскурсия проводится как познавательно обучающая беседа. До парка дети все вместе доходят пешком в сопровождении взрослых.
Ход экскурсии:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в парк (район кинотеатра «Аврора») и посмотрим, какие изменения произошли в природе по сравнению с прошлым месяцем.
* Кто знает как нужно себя вести в гостях у «Матушки природы».
* Кто поможет нам вспомнить, как правильно переходить дорогу.
* Давайте посмотрим маршрут до парка
Воспитатель: Говорят, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома», другие - в качестве «столовой». Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные животные.
Давайте найдем два дерева, которые пригласили нас сегодня к себе в гости.
* Почему сосну и дуб называют деревьями?
* Чем отличается дуб от сосны?
* Воспитатель предлагает разложить карточки с изображением растений, грибов, и животных, разделив их на связанные с дубом и сосной. В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Одни используют дерево как дом, другие - как столовую, третьи - и живут, и питаются на этих деревьях, причем одни животные едят листья, другие - желуди и шишки, третьи - кору и т. д., то есть используются самые разные части деревьев.
Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».
Дети свободно бегают по поляне, подражают движениям названных насекомых или птиц.
Экологическая задача: Представьте, что сосну срубили люди. Кто из вас видел пни деревьев в лесу, парке? Что будет с дятлом? Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода. Используя знания детей о животных, связанных с сосной, приходим к выводу, что случится с животными, если сосна в лесу исчезнет. В результате рубки сосны могут исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси. Аналогично беседует с детьми о последствиях исчезновения в лесах дуба. Не будет желудей - меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу - лесных мышей, которые питаются желудями, то есть она останется голодной и бездомной. Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша, копытня. Уменьшится количество цветов -уменьшится количество насекомых, которые их опыляют. Уменьшится количество птиц. Воспитатель просит детей еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес? А если человек посадит дерево в лесу, парке?
Опытническая деятельность: «Летающие семена»
Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, на примере семян, которые он разносит.
Сделать вывод о проведении опыта совместно с детьми.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Давайте посмотрим обратный маршрут до детского сада (дети совместно с воспитателем проговаривают маршрут пути, затем по продвижению во время маршрута отмечают место, где они находятся в данный момент).
Конспект экскурсии «Маленький уголок леса».
Цели: закрепление представлений детей о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомство с названиями деревьев, растущих на территории парка; закрепление представлений об изменениях в природе, определение зависимости от сезонных явлений. Воспитание коллективизма, уважительного отношения к сверстникам, формирование умения действовать сообща, в соответствии с правилами.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на прогулку, но не просто гулять, а на встречу с чудесами. С собой мы возьмем маршрутный лист.
Воспитатель: Давайте отметим на маршрутной карте начало пути условным значком. А теперь отправимся в «Маленький уголок леса», туда, где ждут чудеса.
* По дороге педагог проговаривает маршрут, пользуясь про-странственными предлогами и наречиями, рисует стрелочками соответствующие отрезки пути.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Сколько деревьев — больших и маленьких — растет в нашем, «Маленьком уголке леса».
* Игра «Прятки с деревьями».
Правила игры: выполнять действие можно только после указания педагога; отвечать на вопрос должен тот ребенок, имя которого называет педагог.
Воспитатель: Ребята, спрячьтесь за деревьями, которые вам знакомы.
Воспитатель: За каким деревом спрятался Алеша? Как называется дерево, за которым спрятался ты, Миша? Отведите в сторону правую руку, посмотрите направо. Скажи, Аня, какое дерево находится справа от тебя? Кто за ним спрятался? Ребята, вот мы и встретили первое чудо. Посмотрите: деревья тоже играют друг с другом в прятки.
* Как называется дерево, которое спряталось (растет) за березой? За сосной? За рябиной? Ответы детей.
* Какое дерево вы можете назвать высоким? Какое низким? Как называются вот эти маленькие деревья? Ответы детей.
*Давайте познакомимся с кустарниками, которые растут в нашем «Маленьком уголке леса».
Дети подходят к кустарникам, рассматривают их, отмечают особенности, узнают названия. Воспитатель: Посмотрите, на веточках деревьев и кустарников ещё есть листья? Чем отличаются листья березы и рябины? Какой они формы? Есть ли листья у сосны? Какого цвета листочки на деревьях в это время года? Ответы детей.
Физ. минутка: р/игра «Желтые листочки»
Воспитатель: Наш «уголок леса» — волшебный, здесь могут происходить чудеса — превращения. Давайте закроем глаза. Раз, два, три — повернись, в деревцо превратись.
Педагог «узнает» в каждом ребенке знакомые детям деревья и кустарники.
Ира, ты — березка? Коля, а ты какое дерево?
Дети представляют себя одним из знакомых им деревьев
Глазки открываются — в деток превращаемся! А чудеса продолжаются.
Наблюдение: «Лиственница». Цель: познакомить с лиственницей.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Что за чудное деревцо находится слева от нас, рядом с рябинкой?
*Какой величины дерево?
*Какой толщины ствол?
* Есть ли у дерева листья? На что похожи? Какие иголочки на ощупь?
Воспитатель: Вот какие чудеса можем встретить мы в лесах — у каждого дерева есть свое имя и свой наряд: листочки, иголки.
Игра «Я скажу — вы покажите».
Воспитатель называет дерево, известное детям. Дети показываю.
*Ребята, давайте разглядим внимательно наш лесной уголок. Посмотрите на землю — что вы там видите? Вся земля усыпана листьями, веточками с иголками.
*Откуда они?
*Почему листочки падают?
*Какого листочки цвета?
* Посмотрите, опавшие листья напоминают разноцветный ковер. Такое чудо можно увидеть в природе только осенью.
Дети с помощью педагога вспоминают признаки осени.
Воспитатель: Дети, а теперь погуляйте по лесочку. Сбор природного материала.
Воспитатель: Вот такие чудеса можем встретить мы в лесах. Чтобы их не потерять, нужно лес оберегать.
Отправляемся в обратный путь в детский сад.