Варганова Надежда
Конспект зянятия «Готовимся к Пасхе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Готовимся к Пасхе"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи занятия:
- познакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи, его символами, обрядами;
- познакомить с изделиями Фаберже; закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться предметами творчества народных умельцев, мастеров-ювелиров;
- закреплять умение создавать композиции на поверхности яйца;
Публикация «Конспект зянятия „Готовимся к Пасхе“» размещена в разделах
- закреплять умение создавать узоры по мотивам народных росписей, передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, чувство причастности к русскому народу;
- воспитывать уважение к православной религии, верующим людям.
Состав группы воспитанников:
- дети подготовительной группы (7-й год жизни)
Актуальность:
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Конечная цель - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов. Именно дошкольное детство является важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире. обществе и культуре. своего Отечества. Духовно-нравственное воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Место занятия в программе дошкольного образования:
В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором вводится понятие "духовно-нравственное развитие", что нормативно обосновывает возможность использования занятий по духовно-нравственному воспитанию в системе дошкольного образования.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: использование православной лексики, православной атрибутики.
Формы проведения занятий - творческая мастерская,
Виды деятельности - изобразительная, коммуникативная, музыкальная.
Предполагаемый результат: полученные знания о празднике Пасхи, творческое решение изобразительной задачи (разнообразно раскрашенные яйца).
Материал:
- демонстрационный - Детская Библия, иконы Богородицы Спасителя, сувенирный яйца, иллюстрации по теме, мультимедийное оборудование (экран, диапроектор, ноутбук, мольберт;
- на каждого ребенка - вареное яйцо с подставкой, кисть, гуашь, баночка для воды, палитра.
Примечание:
- дети и воспитатель одеты по православному канону;
- занятие проводится в "чистый четверг".
Ход ЗАНЯТИЯ:
Предлагает детям сесть на стулья полукругом перед мольбертом.
Воспитатель читает:
Земля и солнце, поля и лес -
Все славят Бога: Христос воскрес!
В улыбках синих живых небес
Все та же радость: Христос воскрес!
Вражда исчезла, И страх исчез.
Нет больше злобы - Христос воскрес!
Как дивны звуки святых словес,
В которых слышно: Христос воскрес!
Земля и солнце, поля и лес -
Все славят Бога: Христос воскрес!
- Как вы думаете, какому православному празднику посвящено это стихотворение Лидии Чарской?
- Верно. Пасха - самый радостный праздник. Праздник праздников. А какой сегодня день недели?
- Сегодня не просто четверг, а "чистый" четверг. Как вы думаете, почему этот день называют чистым?
- А для чего это делалось?
- А что же это за праздник такой - Пасха?
- Я вам расскажу историю этого праздника. Итак, слушайте. Когда-то давно родился у женщины по имени Мария необыкновенный ребенок - Иисус. (показывает икону Богородицы). Ребенок рос, рос и стал взрослым (показывает икону Спасителя).
Были у него друзья, которых он учил, как надо правильно жить. Но были и враги, которые его ненавидели и предали его страшной казни на кресте (обращает внимание детей на их нательные кресты и на иллюстрацию с изображением распятия Иисуса). Посмотрите внимательно, что вы здесь видите?
- Это Иисус. Он умер на кресте, добрые люди сняли его с креста, спрятали в пещеру. А когда в эту пещеру пришли женщины, то они не нашли там тело Иисуса, а увидели ангела. Ангел сказал:"Вы ищите Иисуса распятого, а его нет здесь. Он воскрес из мертвых и теперь на небе вместе с ангелами (показ иллюстрации). Добрые женщины обрадовались и стали всем говорить: "Христос воскрес!" А другие им отвечали: "Воистину воскрес Христос!" Воскресение Христово - непостижимая тайна Божия. Своим Воскресением Христос освободил людей от уз греха и смерти. Люди стали праздновать этот праздник - Пасху, готовиться к нему тщательно. В русских деревнях приготовления к Пасхе велись неспешно и загодя. Всю Страстную седьмицу крестьяне чистили и украшали свои избы: белили печи, чинили, скоблили столы и лавки, мыли окна, красили наличники, прибирали сени, расчищали дворы. Красили яйца, пекли куличи, готовили пасхи. В субботу днем всем миром шли в церковь их святить. Приготовленные яства укладывали на большое блюдо, перевязывали специально расшитым полотенцем, украшали зелеными веточками. (показывает иллюстрации Пасхальных угощений). Затем вся принесенная праздничная еда расставлялась вдоль стен и возле иконостаса. Когда наступали сумерки и приближалась святая пасхальная ночь, зажигали фонари или костры, освещая церковь и колокольню. Любая, даже самая глухая деревня выглядела особенно торжественно и красиво. А когда колокол ударял в первый раз - из каждого дома выходили нарядные люди и чинно шли в храм к заутрени. После окончания литургии и освящения артоса начиналось освящение куличей и пасхи.
А как готовятся в Пасхе в вашем доме?
- Одним из Пасхальных угощений является яйцо - символ жизни. К Пасхе готовят не простые яйца, а специальные. Это крашеные яйца или крашенки - окрашенное в один цвет. (показывает иллюстрации). Есть еще разрисованные яйца или писанки - яйцо с орнаментом или сюжетным рисунком. (показывает иллюстрации). Бывают также крапанки - яйца с крапинками, полосками пятнышками; драпанки - рисунок наносят острым предметом. Яйца можно не только красить и разрисовывать, но и украшать бисером, драгоценными камнями. Такие яйца называют сувенирными. Их не едят, а ими только любуются. Самым известным мастером сувенирных яиц был Карл Фаберже. Он делал сувенирные яйца в подарок знаменитым людям, сейчас многие его изделия хранятся в музеях всего мира. (Показ презентации "Яйца Фаберже").
- А сейчас вы сами будете расписывать яйцо для своих любимых родных, которых поздравите в воскресенье со Светлым праздником Пасхи и скажете.
- Правильно. На ваших столах лежит материал, необходимый для расписывания яиц. Давайте с вами подумаем, как можно сделать яйцо красивым, используя этот материал
- А каким узором можно разрисовать яйцо?
- А еще можно использовать элементы различных русских народных росписей. Какие росписи вы знаете? (сопровождение ответов детей показом иллюстрация с изображением различного вида росписей).
- А сейчас подумайте, как вы хотите расписать свое яйцо: какими элементами, какого они будут цвета, как их расположите. Приступайте к работе.
(негромко звучит духовная музыка).
Воспитатель может оказать индивидуальную помощь детям в подборе элементов, их расположении, подборе красок
- Вы все хорошо постарались, поэтому яйца получились красивыми. А какое из яиц вы бы хотели получить в подарок на Пасху и почему?
- После того, как высохнут краски, вы возьмете яйца домой и поздравите своих родных, подарите им яйцо, скажете: "Христос воскрес!", а вам ответят.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
2. Программа воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
3. В. Маттелмяки и Б. Арапович "Детская Библия", Российское Библейское общество, Москва, 1994 г.
4. "Пасха Христова" - специальный выпуск газеты "Скатерть-самобранка"
№2-2012 г.
5. "Саша и Шура" - православный журнал для детей" №2-2006 г.
6. А. В. Терещенко "История культуры русского народа", Москва, ЭКСМО.