Валентина Галахова
Конспект занятия «Знакомство с комнатными лекарственными растениями. Их место и роль в интерьере»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе.
Тема:
«Знакомство с комнатными лекарственными растениями.
Их место и роль в интерьере».
Вид НОД: обобщение, систематизация знаний детей.
Цель НОД: расширение знаний детей о многообразии и назначении комнатных растений.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с комнатными лекарственными растениями, Их место и роль в интерьере“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Темочки
Программное содержание:
ОО «Познание» : продолжать знакомить детей с декоративно-цветущими комнатными растениями, познакомить детей с комнатными лекарственными растениями : алоэ, каланхое, душистая герань, хлорофитум; уточнить строение комнатных растений, их сходство и различия, закрепить технику безопасности на занятиях аппликацией, развивать творчество, аккуратность в работе.
ОО «Коммуникация» : развивать речь детей, закреплять названия лекарственных и комнатных растений.
ОО «Социализация» : воспитывать желание ухаживать за ними, бережно относиться ко всему живому.
ОО «Безопасность» : закреплять знания о технике безопасности во время занятий.
ОО «Здоровье» : подвести детей к пониманию того. Что все лекарственные растения приносят людям пользу, сохраняют его здоровье.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о комнатных растениях, подготовить растения для занятия (лекарственные и цветущие, подготовить раздаточный материал на каждого ребенка, подготовка слайдов. Организуется мини-выставка декоративных цветущих комнатных растений. За ширмой ставятся алоэ, каланхое, душистая герань, хлорофитум. Рассматривание трав, цветов, семян на прогулках, гербариев. Рассматривание сделанных из них композиций и панно.
Методические приемы:
1. Наглядные;
2. Словесные (напоминание);
3. Игровые (сюрпризный момент, вопросы);
4. Поощрение.
Демонстрационный материал и оборудование: ноутбук, экран, 5-6 крупных цветущих комнатных растений для выставки; лекарственные растения : алоэ, коланхое, душистая герань, хлорофитум.
Раздаточный материал: на каждого ребенка поднос с засушенными травами и цветами, семенами, листьями. Кисть, тряпочка, клеенка, клей.
Структура занятия :
1. Оргмомент - выставка цветов - 3 минуты;
2. Работа с моделью – 3 минуты;
3. Рассказ о растениях – 5 минут;
4. Викторина – 5 минут;
5. Техника безопасности – 2 минуты;
6. Выполнение аппликации на панно – 10 минут;
7. Итог занятия – 2 минуты.
Ход Непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: дети, я приглашаю вас на выставку декоративно-цветущих комнатных растений. Подойдите поближе. Какая красота! Посмотрите внимательно и скажите, какие комнатные растения вам знакомы?
Дети: хризантема, бальзамин, фиалка.
Воспитатель: украшать жилище цветами давняя традиция, но еще раньше их выращивали в лечебных целях, а потом уже это перешло в увлечение. Цветы ставят в жилище на полочки, вазоны, кашпо. А теперь скажите, что нужно всем растениям, чтобы они хорошо росли и развивались?
Дети: свет, вода, тепло.
Воспитатель: а чем похожи все растения?
Дети: у них есть корень, стебель, листья и цветы.
Воспитатель: давайте рассмотрим это на модели с использованием ИКТ.
А чем различаются комнатные растения?
Дети: окраской листьев, их количеством, структурой поверхности листа (сравнить гладкие и шершавые листья, дать потрогать, формой листьев.
Воспитатель: а сейчас сюрприз! (Открывается ширма). А эти растения вам знакомы? Может они есть у вас дома?
Дети называют, если затрудняются, то называет воспитатель.
Дети: столетник.
Воспитатель: верно. Только это народное название этого растения. А научное название столетника – алоэ. Обратите внимание на толстые мясистые листья с шипами по краям листа. В листьях алоэ целая кладовая полезных витаминов. Обладает алоэ и другими полезными свойствами: останавливает кровь, быстро затягивает ранки. Сок алоэ входит в состав шампуней и питательных кремов. А как называется это лекарственное растение?
Дети: герань.
Воспитатель: а что вы про нее знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель: в состав герани входят эфирные масла. Возьмите в руки листочек и потрите его между ладоней. Понюхайте. Чувствуете, как пахнет? Эти масла уничтожают вредные микробы, находящиеся в воздухе и оздоравливают его. Герань лучше всего ставить в спальне. И у вас тогда будет крепкий здоровый сон. У герани листья нежные, кружевные.
О герани есть такая история. У бедных крестьян тяжело заболел единственный сын. Что ни делали отец с матерью, какие снадобья лекарства ни готовили, больной не выздоравливал. Опечаленные родители обратились к лекарю. Тот осмотрел больного и посоветовал приобрести несколько кустов душистой герани и уложить больного под ними. Наутро болезнь как рукой сняло. (Или приводится «Сказка о доброй герани» Н. Сердюк книга «Дошкольнику об истории и культуре России» стр. 57).
Воспитатель: а вот еще одно комнатное лекарственное растение. Оно тоже очищает воздух. Кто знает, как оно называется?
Дети: хлорофитум.
Воспитатель: все чаще называют это растение «домашний кондиционер». А что это за прибор такой, зачем его устанавливают.
Дети: чтобы очищать воздух и в жару было прохладно.
Воспитатель: вот и хлорофитум поглощает газ. А где у нас газ в жилище?
Дети: на кухне.
Воспитатель: вот почему хлорофитум должен находиться на кухне и тогда вы будете дышать чистым и свежим воздухом. А это растение вам знакомо?
Дети: да, это доктор.
Воспитатель: верно. Это доктор. Так называют его «в народе». Как вы думаете, за что его назвали доктором?
Дети: им лечатся от болезней.
Воспитатель: им лечатся от насморка и гриппа, снимает боль и даже омолаживает организм человека.
Сегодня мы познакомились с лекарственными растениями, которые живут у нас дома. А теперь давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями.
Ответы детей: надо обрывать сухие листочки, рыхлить землю, поливать.
Воспитатель: Молодцы! Если вы будете хорошо ухаживать за комнатными растениями, то у них всегда будет красивый и цветущий вид.
А сейчас я предлагаю вам небольшую викторину о цветах.
1. Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков,
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих шипов. (Роза)
2. Какие цветы носят человеческие имена?
Роза, Лилия, Иван-да-марья.
3. У нас на подоконнике сегодня расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла. (Фиалка)
4. Какое комнатное растение по поверьям живет сто лет?
Столетник.
Дети отвечают, а воспитатель с помощью ИКТ показывает цветы на экране.
Воспитатель: а знаете ли вы, как зовут царицу всех трав, цветов?
Дети: флора (если дети не знают, то отвечает воспитатель).
Воспитатель: искусство составление композиций их трав, семян и листьев называется флористикой. Сегодня мы будет составлять такие композиции. Займите свои места и проверьте, все ли у вас есть для работы? Давайте вспомним о технике безопасности.
Дети: ножницы подают кольцами вперед, они должны быть закрыты. Кончик кисти тоже очень острый, он тоже опасен.
Дети выкладывают композицию из цветов, листьев, трав. Воспитатель напоминает, что это хрупкий материал и обращаться с ним надо осторожно.
В конце занятия проводится выставка работ, дети анализируют, какая из работ им больше нравится и почему.
Воспитатель: о каких лекарственных растениях мы сегодня говорили? Зачем они нужны людям? Чем они полезны человеку?