Вера Полушкина
Конспект занятия в старшей группе «Не рубите ёлочку»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе "Не рубите ёлочку!"
Цель: привлечение внимания ребят к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности
Задачи:
Ознакомиться с хвойными деревьями.
Узнать о роли хвойных лесов на планете, о связях с другими организмами.
Дать рекомендации по экологически грамотному поведению.
Провести разъяснительную работу по охране окружающей среды и возможному использованию хвойных деревьев.
Ход занятия.
Идешь по лесу – точно высокие, чистые огромные свечи возвышаются над головою. Земля покрыта опавшей прошлогодней хвоей. Одна к другой тесно жмутся молодые елочки.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Не рубите ёлочку“» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Лес – кладовая, из которой почти все отрасли народного хозяйства черпают сырье для производства. Основную массу древесины изготавливают из хвойных пород. Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, спирт и пластмассы, автомобильные покрышки, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Кедровое масло, скипидар, канифоль, лекарства тоже получают из семян, древесины, хвои. Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, то можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар.
Лес – собиратель и хранитель влаги.
Лес играет огромную роль в борьбе с эрозией почв, суховеями и черными бурями.
Хвойные леса – это легкие земли, дарующие жизнь всем живым организмам. Они выделяют в воздух много кислорода, фитонцидов.
Ели и сосны могут быть синоптиками, т. к. перед дождем их ветви опускаются, а чешуйки шишек плотнее прижимаются друг к другу.
Сосна
С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. Одно из ее необыкновенных качеств – стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. Одного лишь боится сосна – темноты. Ей нужно много света и солнца. Поэтому сосну сажают там, где не могут вырасти другие деревья. А сосне на пользу – никто не затеняет молодую поросль, не мешает ей. Ну, а если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, - что же у сосны очень длинные корни. И благодаря ним дерево добудет из почвы все, что ему надо для жизни.
Еще одно замечательное свойство сосны – способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Это дерево здоровья. Сосновый воздух – драгоценность. Недаром санатории, дома отдыха, лесные школы строят там, где много сосен.
Ель
У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их игрушками и подарками. Но особенно хороша ель на свободе - зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами и выкармливая птенцов, в зимнюю лютую стужу. В непроходимых еловых лесах строят берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся от врагов и непогоды зайцы-беляки. В густых колючих ветвях ели строят домики-гнезда белки.
В феврале-марте из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк.
Зелёная красавица украшает наши дома и создаёт праздничное настроение. Мы радуемся ей, под ёлкой находим подарки. Но проходит праздник, и ёлка засыхает, иголки опадают и люди выбрасывают их на свалку. Сколько же их погибает?
Новый год. Украшенная елка.
Все смеются, кружатся вокруг.
А бедняжка плачет втихомолку -
Лишь вчера жила среди подруг.
Не руби ж красавицу лесную,
Если ты природе верный друг!
Не губите, люди, елочку в лесу,
Не губите елочку - русскую красу!
Не рубите вы ее ради двух-трех дней,
Вам без елки праздничной будет веселей!
Ребятки, а как можно не допустить гибели елей и сосен? (не рубить, делать искусственные ёлки)
Игра «Цепочка» :
-Я знаю, что у ели листья называются (хвоя).
-Я знаю, что у ели вверху (короткие ветки, а внизу длинные).
-Я знаю, что еловыми шишками питаются (белки, клесты, сороки).
-Я знаю, что белка питается не только семенами, но (еще почками и молодыми побегами ели).
-Я знаю, что ель живет (триста лет).
-Я знаю, что на Новый год наряжают (елку).
-Я знаю, что у дерева есть (ствол, ветки и корень).
-Я знаю, что с древесины делают… (мебель, дома, книги, тетради, карандаши и сувениры).
-Я знаю, что ели не боятся снегопада.
-Я знаю, что ели боятся сильного ветра, потому что корни неглубоко под землей.
-Я знаю, что ель может расти рядом с другими деревьями. (и т. д. - «Кто еще что знает)
Сказка про ёлочку
Жила-была маленькая ёлочка. Она, как и все ёлочки, жила в лесу. Была наша ёлочка зелёная и пушистая. Росла она на полянке и очень радовала своей красотой разных лесных зверушек.
Пришла зима. Белый снежок засыпал ёлочку, и стала она ещё пушистей, ещё нарядней, как будто оделась в тёплую меховую шубку. Целый день веселилась лесная детвора: зайчата, бельчата, лосята, синички и снегири на полянке, около ёлочки. Как-то раз послышались в лесу чьи-то шаги, звери в испуге бросились кто куда и затаились. Вскоре на полянку вышли папа и трое деток: две девочки и мальчик.
- Папа, папа, посмотри какая ёлочка! Как раз то, что нам нужно! – радостно закричали старшие дети и потянули папу за рукав.
- И, правда, — ответил папа, — запомним эту полянку и придём завтра с топором, чтобы срубить ёлочку. Нарядим её получше, и украсит она наш дом к празднику.
Старшие дети обрадовались, а младшая девочка вдруг начала плакать:
- Папа, папа, не надо рубить ёлочку, — всхлипывала она, — Она такая красивая, такая пушистая, жалко мне её рубить.
- Ну, а как же мы без ёлки на Новый Год? – спросил папа.
- Папочка, давайте купим искусственную. Я в магазине видела. А эту оставим для зайчиков и белочек. Им же тоже нужна ёлочка на праздник.
Папа внимательно посмотрел на неё, а затем улыбнулся и сказал:
- Ты права, жалко ёлочку. Пропадёт она у нас дома, в тепле. А здесь сможет ёлочка ещё расти много-много лет и всех радовать.
На том и порешили, а затем ушли домой. Только вот на следующий день снова раздались шаги в лесу. Испугались лесные зверушки. Неужели люди передумали и идут рубить ёлочку? Видят, что опять выходят на полянку тот же папа и дети. Но в руках у них не топор, а огромная коробка. А в коробке чего только нет! И шары, и золотые шишки, и мягкие игрушки, и бусы! Стали они украшать ёлочку. На макушку надели большую и блестящую красную звезду. А под ёлочку положили подарки для лесных зверушек: морковку, яблочки, орехи, зёрнышки и сено.
- Красивая у нас ёлочка получилась! – сказал папа, — Хорошо мы придумали. Ну а теперь идёмте домой, надо торопиться, а то не успеем в магазин за ёлкой.
Ушли они, а зайчата, бельчата, лосята и другие лесные зверята выскочили на полянку. Стали они угощаться дарами, а затем водить хороводы вокруг ёлочки. А ёлочка-то такая красивая, такая нарядная! Стоит, радуется, своим друзьям улыбается. Наконец-то и у них, у зверят лесных настоящий новогодний праздник! Так им весело, так хорошо, что они даже песенку запели. Вот такую:
Мы весё лые зверята:
Зайки, белочки, лосята.
Стали дружно в хоровод,
Чтобы встретить Новый Год.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать
Будем все мы очень дружно
В лесу праздник отмечать!