Анна Углова
Конспект занятия в подготовительной группе «Мир вещей вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
Мир вещей или предметы вокруг нас
Цели:
• Закреплять знания о назначении предметов, названиях материалов, из которых они сделаны;
• Расширять представления об истории создания предметов человеком, их функциях;
• Воспитывать уважительное отношение к труду, бережное отношение ко всему, что их окружает.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Мир вещей вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: предметы посуды, предметные картинки, гончарный круг.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня у нас с Вами очень интересное познавательное занятие. На этом занятие мы будем с вами следопытами. А кто такой следопыт?
Дети. Это человек, который отгадывает разные загадки и обладает хорошей памятью…
Воспитатель: Вы правильно считаете. Следопыт – это человек, который находит предметы по следам. У меня есть карта, на которой зашифровано послание. Шифр – это специальное обозначение каких либо слов в виде знаков, картинок, символов и т. д. Сейчас я вам покажу и расскажу как ей пользоваться. На карте изображена схема нашей группы. Здесь вы видите шкафы и столы и наши уголки. Нам нужно найти картинку с изображением материала: стекла, металла, глины, дерева. Рядом с картинкой обозначены цифры, обозначающее количество предметов из этого материала, которые вы должны найти. Мы с вами заведем четыре дела по каждому из расследований. Каждое дело будет вести стажер – следопыт. У меня есть четыре папки, в каждой из которой лежат подсказки в виде картинок предметов, которые нам нужно найти.
Дело № 1 Кто будет вести это дело?
Дети поднимают руки.
Воспитатель. Маруся - ты будешь вести первое дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске). Какие это предметы?
Дети. Стеклянные.
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту). Вот здесь находятся стеклянные предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы) .
Посмотрите дети, это – стеклянная ваза, бокал и лупа. Каким свойством обладает стекло?
Дети. прочное, прозрачное, гладкое, оптические свойства.
Воспитатель. А что можно делать из стекла.
Дети. Окна, посуду, украшения и т. д.
Воспитатель. Правильно. Посмотрите на лупу. Стекло в лупе обладает оптическими свойствами, стекло увеличивает предметы, на которые вы смотрите. (Стажер проверяет). А теперь посмотрите на бокал. Чем он отличается.
Дети. На нем нанесен вырезанный рисунок.
Воспитатель. Правильно. Хрусталь- это тоже стекло, в которое добавляют свинец, для того, что бы стекло было более прозрачное и звонкое.
А сейчас я расскажу вам интересный факт о хрустале: В отличие от стекла, здесь особую роль приобретает финальная резьба и огранка, которая и позволяет добиться уникальной фактуры и рельефа. Именно за счет обилия граней поверхность хрустальных изделий рождает неповторимую игру света и мерцание. Неслучайно огранку хрусталя сравнивают с огранкой алмазов: именно она придает материалу его неповторимое очарование и роскошь. Хрусталь производился во многих странах мира, но лидерами по его производству считается Чехия. Самой известной маркой хрусталя является «Swarovski». В 1892 выходец из чешской Богемии Даниэль Сваровски, сын местного резчика по хрусталю, изобрел автоматическую ограночную машину.
А теперь мы займемся Делом № 2. Стажером будет Костя. Костя - ты будешь вести второе дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске). Какие это предметы?
Дети. Это посуда. Из глины.
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту). Вот здесь находятся глиняные предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы) .
Посмотрите дети, это – глиняный кувшин, тарелка и чашка. Какие изделия можно делать из глины?
Дети. Посуду, предметы интерьера.
Воспитатель. Правильно. Глина может быть разных цветов. (Воспитатель показывает). А из белой глины делают фарфоровые предметы. Она состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она станет мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду. Её используют в строительстве. Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.
- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
А теперь мы займемся нашим последним Делом № 3. Стажером будет Клим. Клим - ты будешь вести третье дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске). Какие это предметы?
Дети. Это деревянные предметы.
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту). Вот здесь находятся деревянные предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы: деревянную ложку, деревянный металлофон, карандаш).
Воспитатель. А какие предметы делают из дерева?
Дети. Дети отвечают.
Воспитатель. А еще строят дома, речные суда и лодки. Музыкальные инструменты, станки и многое другое. Молодцы. А теперь интересный факт:
Одним из самых узнаваемых символов России является обычная деревянная ложка. Хотя обычным называть этот предмет можно весьма условно – ложка проста, но незаменима на кухне. А деревянная ложка еще и полезна своими неповторимыми свойствами! Если есть не металлической, а деревянной ложкой, пища приобретает тонкий изысканный аромат и вкус. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. Кроме того, деревянная ложка экологически безопасна.
Немного истории
Деревянная ложка на Руси была верной помощницей всем хозяюшкам. Ложки тогда изготавливались самых разных форм и размеров: большие соусные «черпаки», ложки для перемешивания пищи, для солений, небольшие ложки для приема пищи, совсем крошечные для приправ. По форме ложки были глубокими или почти плоскими, овальными или круглыми, тупыми и остроносыми. Самыми доступными были «белые», то есть неокрашенные ложки, изготовленные из осины и березы. Кленовые стоили чуть дороже. Самыми дорогими были окрашенные ложки с резной ручкой из фруктовых деревьев. Ложки, которые появлялись на столе только по большим праздникам, были резными и расписными.
А теперь мы займемся нашим последним Делом № 4. Стажером будет Юля. Юля - ты будешь вести четвертое дело. Бери папку, и достань картинки. (Ребенок достает картинки и развешивает из на доске). Какие это предметы?
Дети. Это металлические предметы.
Воспитатель. Давайте посмотрим на карту. (Воспитатель показывает на карту). Вот здесь находятся металлические предметы. (Воспитатель вызывает трех детей. Дети находят предметы) .
Дети рассматривают иглу, ножницы и гвоздь. Идет обсуждение картинок с металлическими предметами.
Воспитатель. Каким свойством обладает железо.
Дети. Блестящий, серебристо-белый металл, довольно мягкий, пластичный. Воспитатель. Его можно обрабатывать: резать, ковать, прокатывать, штамповать. А что делают из металла.
Дети. Посуду, корабли, машины, самолеты, инструменты.
Воспитатель. Молодцы. Интересный факт: А теперь еще об одной вещи, без которой нам никак не обойтись.
Загадка про иглу
Всех на свете обшивает,Что сошьет - не надевает. (Игла)
Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.
Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.
Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.
Ножницы часто тупятся. Чтобы их снова заострить, берут в левую руку иголку, а в правую – ножницы и начинают «резать» иголку. Так надо сделать не менее 10-20 раз. И ножницы снова станут острыми.
Итог занятия :
Что интересного мы сегодня узнали?
Что вам понравилось?
Что запомнилось?