Наталия Фомина
Конспект занятия «Право ребенка на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Детский дом «Аистенок»
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы
«Право ребенка на имя»
Составила: воспитатель
Фомина Н. А.
Публикация «Конспект занятия „Право ребенка на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Цель: Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.
Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Оборудование: мяч, иллюстрации с именными иконами, свидетельство о рождении, диск с записью отрывка из мультфильма «Алиса в Зазеркалье», воздушные шары с именами детей.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми образуют круг.
Приветствие по кругу
Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Доброе утро!»
Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.
У всех хорошее настроение?
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)
Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра «Дин-дон» (с мячом).
Дин-дон, дин-дон,
По улице ходил слон.
Ну, а наша детвора
Начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай-
Имена называй.
Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.
Как зовут котенка? Кис-кис-кис.
Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.
Ну а как ребенка?
(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».
Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:
Никита – «победитель»
Павел – «маленький, малыш»
Зарима – «алая заря»
Владимир – «владеющий миром»
Данил – «Бог мой судья»
Алина – «благородная»
Юрий – «земледелец»
Сергей – «высокий, высокочтимый»
У каждого из нас есть свое имя. Все имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или близких. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации с именными иконами) У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель. И у каждого есть праздник имени, который называется именинами, или Днем Ангела мальчиков и девочек.
Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)
Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Алексей, поэтому я Наталия Алексеевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество).
Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении).
Однако, мы с вами засиделись. Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как вы думаете о каком имени шла речь?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.).
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?
Дети: По фамилии.
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?». Будьте внимательны.
. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.
.Юля, Олег, Вова, Андрей.
.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.
.Маша, Таня, Мурка, Марина.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
Воспитатель: Кто такие тезки?
Дети: Люди с одинаковыми именами.
Воспитатель: Кто такие однофамильцы?
Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.
Воспитатель: Как называется праздник имени?
Дети: Именины или День Ангела.
Воспитатель: Какой документ подтверждает ваше право на имя?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Молодцы, вы очень дружные ребята. На воздушных шариках я написала ваши имена. Мы выпустим эти шары на улицу и все вокруг узнают, есть детский дом «Аистенок» в нём живут такие дружные ребята, с такими прекрасными именами.
Список литературы
1. Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4 2002г.
2. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12 2001г.
3. Егорова О. В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2 2007г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и имею право», - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
5. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. https://festival.1september.ru/articles/578185/
8. Словарь, Имена и их значение.