Елена Кравченко
Конспект занятия по экологии «Юные геологи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми в Братском районе: углём, нефтью, газом, каменной солью и т. д. Познакомить детей с самоцветами. Подвести детей к пониманию, что разнообразные запасы полезных ископаемых необходимо народному хозяйству. Учить проводить элементарные опыты с газом, глиной, солью. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Юные геологи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Активизировать словарь детей: полезные ископаемые, уголь, нефть, газ, каменная соль, слюда. Строительные материалы: песок, глина, гравий мрамор; железная руда, золото, самоцветы, снаряжения, компас, экспедиция геолог.
Предварительная работа: рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, каменная соль, слюда, песок, гравий, глина, золото, рассматривание иллюстраций и картинок, где что добывают, беседы на тему: «Для чего нужна соль?» (уголь, нефть и т. д., познакомить детей с условными обозначениями.
Материал для занятия : Карта с маршрутом следования, карточки с условными обозначениями, карточки с предметами, где используют полезные ископаемые, обручи, снаряжения: рюкзак верёвка, компас, имитация леса, реки, водохранилища, музыкальное сопровождение: звуки природы, два шарика: один, наполненный воздухом, другой газом, глина, вода, два стакана с чистой водой, камушек каменной соли, простой белый камушек.
Ход.
- Ребята, к нам детский сад принесли письмо из музея. Когда работники музея перебирали экспонаты, они нашли карту, по которой можно найти клад. Они прислали её к нам. Вы хотите найти клад? Давайте рассмотрим карту, что на ней изображено? (Рассматривают и беседуют по карте.)
Нас ожидает долгая дорога, поэтому нужно собираться в путь. Что мы возьмём с собой? ( снаряжение: рюкзак, верёвки, компас)
Проигрывание этюда «Одевание»
- Какие слова мы скажем маме и папе на прощание?
Нам ещё нужен руководитель нашей экспедиции, давайте его выберем.
(Эту роль может взять сам педагог).
Затем дети вместе с воспитателем начинают свой путь по маршруту.
Во время следования по маршруту, дети проходят по различным дорожкам, с препятствиями, звучит музыка леса, проводится фототерапия (запах соснового леса)
1 остановка - уголь. (На всех остановках находятся карточки с условными изображениями)
- Что здесь находится? Как образовался каменный уголь?
Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз. Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Как его добывают?
Как его используют? (По мере того, как дети дают ответы, где используют уголь, на карте прикрепляются картинки).
2 остановка – нефть.
- Расскажите о нефти, что вы о ней знаете? (По мере того, как дети дают ответы, где используют нефть, на карте прикрепляются картинки).
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут.
3 остановка – газ.
- Для чего нам нужен газ? (На карте прикрепляются картинки, где используют газ)
- На западе мало электричества, поэтому там широко его используют в быту, у них вместо электропечей – газовые печи (Печи, которые работают на газе)
Провести опыт: два шарика: один, заполненный воздухом, другой газом. Сравнить их. Отпустить оба шарика. Шарик, наполненный воздухом, упадёт вниз, а шарик, наполненный газом, поднимется вверх. Почему? Вывод: газ легче воздуха.
4 остановка – железная руда.
- Что из неё делают? (На карту прикрепляются картинки с предметами, сделанными из железа)
5 остановка – слюда.
- Где используют слюду? (По мере того, как дети дают ответы, где используют слюду, на карте прикрепляются картинки).
Раньше, когда не было оконного стекла, вместо него использовали слюду, её отправляли за границу.
«Посмотри в бинокль» - гимнастика для глаз
6 остановка – соль.
- Как используется соль? (На карте прикрепляются картинки, где используют соль)
Провести опыт: на растворимость соли в воде. Два камушка: один камушек соли, другой простой белый камушек; два стакана воды. Определить, где находится соль. Камушки опустить в воду, где растворился камушек, там была соль. Вывод: соль растворяется в воде.
7 остановка – строительные материалы.
- Давайте рассмотрим и назовём, что находится здесь. Как можно назвать одним словом? (стройматериалы) Для чего они нам нужны? (На карте прикрепляются картинки, где используют строительные материалы)
В этом месте добывают кварцевый песок. Что из него делают? (Оконное стекло, посуду) А из глины? (Керамическую посуду, кирпичи).
Провести опыт: Взять сухую глину намочить её водой. Какая она станет? Вывод: сырая глина вязкая, пластичная, ей можно придать любую форму.
8 остановка – Золото, самоцветы (клад)
Дети рассматривают, воспитатель знакомит их с самоцветами, обращает внимание детей на золотые изделия (золотые медали).
Возвращаются в детский сад.
- Ребята, мы с вами прошли такой долгий путь и увидели, что наш район очень богат полезными ископаемыми и углём, и нефтью, и газом. Наверно кладом является не только то, что мы с вами нашли в сундуке, а все те полезные ископаемые, которыми богат наш родной край, Братский район.
А как полезные ископаемые можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.) - Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какими бывают полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Назовите твёрдые (жидкие, газообразные) полезные ископаемые?
- А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”
Если воспитатель называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.
Решение проблемного вопроса.
Ребята, вот мы сегодня говорили об угле и других полезных ископаемых, которые использует человек.
Готовить еду нам помогает одно ценное "ископаемое" - соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло - из песка. Горные породы, такие, как мрамор и гранит используют в строительстве. Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте - это горная порода мел. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?
- Ребята, вы сегодня путешествовали по карте и находили по ней много всего интересного и полезного. А как называется профессия людей, которая занимается исследованием Земли, находит полезные ископаемые? (Геолог) Как вы думаете интересно быть геологом и почему? (Ответы детей)
Да, конечно, очень интересно и мы с вами сейчас это увидели, так как мы с вами и были юными геологами.
Давайте с вами сделаем доклад о результатах нашего путешествия и отправим его работникам музея.
(После занятия дети совместно с воспитателем делают доклад по карте, где они рассказывают о своём путешествии. Всё это записывают на видео или на магнитофонную запись, для того, чтобы «оправить отчёт работникам музея».)