Жанна Аристова
Занятие по экологическому воспитанию «Лес — наш друг» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепить знания детей о лесе как о сообществе множества растений и животных. Воспитывать у детей познавательный интерес, осознанное отношение к миру природы, правильное поведение. Развивать стремление, заботиться о нем и беречь его. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения. Уточнить способы использования некоторых из них для лечения. Развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку, эстетическую чуткость и восприятие красоты окружающего мира. Приучать к активному познанию и преобразованию окружающего мира на основе развития исследовательской деятельности. Воспитывать оптимистическое отношение к жизни и развивать эмоционально-чувственную сферу.
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Лес — наш друг“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обогащение словаря: Лесовушка.
Активизация словаря: календула, кора дуба, шалфей, чистотел, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, малина.
Предварительная работа:
отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа: «Лес и здоровье», «Кто заботиться о лесе?», рассматривание альбома «Красная книга», «Растения леса». Рисование на лесную тематику, заучивание стихотворений о животных леса и деревьях, чтение и обсуждение рассказов о лесе, его пользе.
Развивающая среда:
Шапочки для зверей, костюм для Лесовушки, костюм Айболита, каравай, корзина с мусором для ежа, карточки с изображением лекарственных растений, ящик, куда закапывать мусор, музыка «леса».
Ход занятия.
Воспитатель : Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, настроение у вас замечательное. Хорошо, что сегодня мы собрались все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вздох-выдохнем все неприятности и огорчения.
Воспитатель : Дети. Хотите сегодня совершить путешествие в волшебный лес?
Дети: Да!
Воспитатель : Закройте глаза и вы услышите пение птиц. (Звучит пение птиц).Откройте глаза. Вот мы оказались в волшебном лесу. Здесь нас ждут чудеса. Пойдем по этой тропинке. Мы на поляне, ярко светит солнышко. Потяните к нему свои ладошки, пусть солнышко погреет.
Воспитатель : На поляне как- то раз спорили зверята: кто важнее всех в лесу? Знаете ребята? (выходит ребенок в костюме медведя)
Медведь: Я хозяин леса - медведь. Все знают, что я в лесу самый главный. (выбегает ребенок в костюме зайца)
Заяц: Как ты медведь, можешь называть себя хозяином леса? Что это за хозяин, который спит всю зиму и не знает, что в его доме творится! Мы зайцы самые главные в лесу! Везде бегаем, все знаем.
(входят дети в костюмах белки, дятла, кукушки)
Белка. Я белка, быстрая и ловкая, прыгаю с ветки на ветки, с высоты все вижу. Я в лесу самая главная!
Дятел. Если бы не я, дятел, плохо бы пришлось лесу. Деревья я защищаю от вредителей, делаю уютные дупла- жилища для птиц и зверей. Даже тебе, кукушка, не отказываю, хотя все знают, что ты бросаешь своих птенцов. Я в лесу главный!
Кукушка. Да, я не воспитываю своих детей- кукушат, зато никто в лесу не ловит столько мохнатых гусениц как я!
(входит ребенок в костюме мухомора)
Мухомор. Не спорте, друзья! Все мы нужны лесу, все зависит друг от друга. Если кто- нибудь вас покинет лес, он обеднеет, а может и погибнуть!
Приглашаю вас в гости к Лесовушке. Она много знает о лесе и его обитателей.
(проводится физкультминутка «Путешествие»)
(друг за другом, в соответствии с текстом, выполняют движения)
Ведущий:
- Мы идем по проселочной дороге, по разогретой солнцем земле. (топают ногами)
- Перед нами луг, под ногами мягкая трава (делают ногами скользящие движения)
- Идем вдоль берега реки, по ногами шуршит песок (растирают ладони)
- По деревянному мостику переходим через реку (высоко поднимая ноги, делают хлопки под коленями)
- Другой берег реки заболочен, перепрыгиваем с кочки на кочку. (выполняют прыжки на двух ногах)
- Вдруг заросли ивняка, ветер раскачивает гибкие ветки (поднимаем руки над головой, покачиваем ими)
- Справа и слева спелые ягоды, соберем их в подарок Лесовушке. (выполняют наклоны вправо, приседая)
- Проходим по лесу, заросли высокой травы. (идут, высоко поднимая колени)
- Вот мы и пришли!
(выходит Лесовушка (роль исполняет взрослый)в руках у нее поднос с караваем)
Лесовушка.
Дорогих гостей встречаем!
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай вам подношу
И отведать попрошу.
(дети пробуют каравай)
Здравствуйте, дети, я старушка Лесовушка. Лес храню от всякого лиха. Все лесные жители - мои друзья. Надеюсь, мы подружимся?
Дети. Здравствуй, Лесовушка. Мы рады тебя видеть!
Лесовушка. Вы пожаловали в лес, а знаете, что такое ЛЕС?
Дети. Сосны, ели, березы, клены! Это лес, наш друг зеленый. Добрый друг, он шумит, поет и в прохладную тень зовет.
Воспитатель. А кто еще может сказать, что такое лес?
Дети. Лес-это большой дом. Лес- это среда обитания диких животных.
Медведь. Я, знаю, стихотворение про лес! Читает стихотворение
«Что такое Лес?»
Воспитатель. Расскажите дети про лес!
Дети. Лес-это очень интересное место, в нем все взаимосвязано. Самые главные в лесу- деревья, а еще там растут разные кустарники, грибы, ягоды.
Дети. В лесу на земле, деревьях, пнях и кустарниках живут звери, птицы, насекомые. Каждому отведено свое место.
В лесу они находят пищу, дом, укрытия от врагов. И чувствуют себя хорошо, потому что, все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.
Воспитатель. Кто помнит, правила поведения в лесу?
Дети (поочередно) Рассказывают правила поведения в лесу.
Воспитатель. Правильно! А какие пословицы о лесе вы знаете?
Дети. Лес богатство и краса - береги свои леса!
Враг природы тот, кто леса не бережет!
Много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса, посади!
Лесовушка. Молодцы. Много вы о лесе моем знаете!
(входит ёж)
Ёж. (держит в руках корзину)
Сколько мусора в лесу, что никак не донесу.
Медведь. О природе люди думать перестали. И лесные жители обижаться стали. На охоте люди птиц, зверей стреляют. И лесные жители обижаться стали. И деревья все подряд часто вырубают. Реки засоряют, травы выжигают.
Лесовушка. Неужели это правда? Но не все люди так поступают. Дети, вы деревья ломаете? Из рогаток стреляете? О животных что знаете?
Дети. Мы любим животных.
(Лесовушка загадывает загадки о животных)
Лесовушка. А вот попробуйте отгадать загадки о животных. (загадывает загадки)
Лесовушка. Ну молодцы! Все загадки отгадали! А вы зверята, не хотите задать вопросы ребятам?
Белка. Скажите, что я собираю в свою кладовую на зиму?
Дети. Орехи, желуди, грибы, ягоды, семена и плоды деревьев.
Медведь. Скажите, что случится с пчелой после того, как она ужалит.
Дети. Она погибнет. Потому что жало остается в ране и пчела гибнет.
Мухомор. Нужны ли такие грибы как я и для чего?
Дети. Мухоморами лечатся животные в лесу-лоси.
Лесовушка. А каких птиц вы знаете, которые живут в моем лесу?
Дети. Снегирь, белая трясогузка, зяблик, лазоревка, большая синица, зеленушка, щегол, гаичка, свиристель, кулик.
Лесовушка. Кто знает стихи о птицах?
Дети. Читают стихи о птицах.
Лесовушка. Дети расскажите, какой бы вы хотели видеть природу?
Дети (читают стихи)
Ёж.
Чтобы лес наш стал чудесен,
Чтобы смыть и грязь и плесень,
Чтоб деревья напоить
И цветы в траве умыть,
Воду в речке освежить
Надо дождик пригласить!
(дети поют закличку про дождик)
Закличка:
«Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей!
Брызни в поле пуще-
Станет трава гуще
Только нас не намочи,
По листочкам постучи!»
(звучит аудиозапись- дети исполняют хореографическую композицию «Весенний дождь»)
Лесовушка. Как красиво стало в лесу после дождя! Умылись деревья, травы и кусты. А растения нашего леса вы знаете? Какие деревья растут в лесах нашей зоны?
Дети. Ель, сосна, береза, липа, клен, осина, тополь, рябина, дуб, ясень.
Лесовушка. А стихотворения вы о них знаете?
Дети. Читают стихи о деревьях.
Лесовушка. Назовите цветы, которые растут в лесу нашей зоны?
Дети. Подснежники, ландыши, колокольчики, ромашки, ива-чай, одуванчик, кислица.
Лесовушка. Можно рвать цветы в лесу?
Дети. Цветы рвать охапками в лесу нельзя.
(выходит Айболит)
Айболит: Здравствуйте, дети! Я часто бываю в лесу. Много у меня здесь дел. И животным надо помочь и трав лекарственных собрать.
Много трав растет полезных на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью: мята, ландыш, зверобой.
Знаете ли вы лекарственные растения?
Дети. Да.
Айболит. А давайте поиграем (раскладывает карточки с изображением лекарственных растений и предлагает выбрать и назвать те, которые могут использовать при лечении тех или иных заболеваний). Дети выполняют задание.
У медведя температура и кашель. Какие лекарственные растения помогут справиться с простудой (Мать-и-мачеха, календула, листья, ягоды малины или смородины).
Заяц поранил лапу. Какие травы применяются при лечении ран (подорожник, чистотел, крапива).
У волка болят зубы. Какие растения ему помогут (шалфей, кора дуба).Молодцы! А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что скажу верно - хлопайте в ладоши, если я ошибся-топайте.
Ветки не ломайте, листья зря не рвите (хлоп)
Цветки срывайте, в венки плетите (топ)
Шумите, кричите, аукайте. Громкой песней лес баюкайте (топ)
Чтобы узнать лесные тайны постарайтесь не шуметь (хлоп)
В лес возьми с собой пор: сможешь та разжечь костер (топ)
Мусор в лесу не бросайте, за собой убирайте (хлоп)
Лесовушка. Вы хорошо знаете правил поведения в лесу, сможете помочь лесным обитателям навести порядок. Вот корзина с мусором ежа. Что нужно с ним сделать?
Дети. Закопать.
Воспитатель. Я предлагаю закопать в землю, а потом через некоторое время проверить, что стало с мусором. (дети и воспитатель закапывают мусор).
Лесовушка. Спасибо вам, дети! Вы настоящие знатоки и друзья природы. Лес откроет вам свои тайны - ведь вы умеете ценить красоту наших лесов и любить ее.
Дети (поочередно)
Дерево, трава, цветок и птицы не всегда могут защищаться
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Надо природу беречь и лелеять
Копать осторожно, умеючи сеять.
Ловить и стрелять не подряд, а с умом,
Что нынче посеем, то завтра пожнем.
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби леса, простор полей
Все, что зовется Родиной твоей!
Воспитатель. Ну а сейчас, ребята, нам нужно попрощаться с Лесовушкой.
Лесовушка.
Пора ребята прощаться
Вам в детский сад возвращаться,
А мне по узкой дорожке
К себе в лесную сторожку!
Дети. До свидания!
Воспитатель. Дорогие звери, нам было очень интересно в вашем чудесном лесу, а сейчас мы приглашаем к нам в гости. Попьем чаю с чудесным караваем, который нам дала Лесовушка. А теперь мы улыбнемся, по травушке - муравушке тропинкою лесной ребята дошколята пойдем к себе домой.