Ирина Борисова
Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Зубы и уход за ними»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по валеологии
в подготовительной группе
Цель: познакомить детей со строением зубов и их назначением в жизни организма, распределением зубов по челюсти; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил; прививать навыки личной гигиены; воспитывать у детей веру в себя, убеждение, что при выполнении правил, и тренировок каждый может стать здоровым, сильным, выносливым.
Публикация «Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе „Зубы и уход за ними“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Художественная литература».
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение рассказа: «Про орехи, репку и зубную щетку». Беседа с детьми о вредных и полезных продуктах для зубов. Рассматривание зубных щеток и паст.
Оборудование: схемы: «Разрез зуба», «Как чистить зубы», «Давайте посчитаем наши зубы», «Так растёт зуб», «Стадии разрушения зубов», зубные щётки, зубные пасты.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок «Если зубы вдруг могли бы говорить, то они нас тут же начали учить: ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши, и снаружи, и внутри нас почеши», «О здоровье суди не по годам, а по зубам», «Крепкие зубы – здоровью любы», «Красивые зубы – красивая улыбка».
Ход. Воспитатель: - Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму. Отгадайте загадку: Тридцать два весёлых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Дети. – Зубы.
Воспитатель. - Сегодня мы поговорим о зубах, от чего они разрушаются и как за ними ухаживать. А что вы знаете о зубах? Какую важную роль выполняют зубы?
Дети. – Они измельчают пищу. Без зубов невозможно нормальное пищеварение, пища зубами размельчается, разжёвывается. Зубы способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.
Воспитатель. - Посмотрите в зеркало и посчитайте, сколько у вас зубов?
Дети. – 20 зубов.
Воспитатель. – Одинаковую ли форму имеют ваши зубы?
Дети. – Нет.
Воспитатель. – Что ещё вы знаете про зубы?
Дети. – У взрослого человека 32 зуба, 16 на верхней челюсти, 16 на нижней. Они имеют разную форму, так как выполняют разную работу.
Воспитатель. – Какую работу выполняют зубы?
Дети. Спереди красуются восемь острых резцов, ими мы легко перегрызаем морковку или репку. За ними четыре крепких клыка, они помогают нам откусить кусочек чего-нибудь твёрдого или вязкого. А позади восемь больших коренных зубов, их задача перетирать пищу.
Воспитатель вывешивает таблицу «Строение зубов» и показывает.
- Зубы – самые твёрдые части нашего организма. Белая часть зуба называется коронкой, остальная спрятана в десне – эта часть называется – корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Сверху зубы покрыты белым прочным блестящим веществом – эмалью. Под эмалью находится жёлтая часть зуба, более мягкая чем эмаль- дентин, вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твёрдого цемента. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа, а в ней проложены нервы и кровеносные сосуды, питающие зуб так же как все остальные части тела. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод.
Рассматривание таблицы «Вот как выглядит зуб изнутри»
- У детей всего-навсего 20 зубов, да и те молочные, и появляются (прорезываются) далеко не сразу. Примерно в 6 месяцев у детей появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам выпадут, а вместо них вырастут новые постоянные, поэтому раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые.
Таблица «Так растёт зуб».
- Сначала взрослый или постоянный зуб совсем маленький, но проходит время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего собрата наружу, поэтому, когда молочные зубы сменяются на постоянные, мы должны особенно заботливо к ним относиться – больше своих новых зубов у нас не будет.
Таблица «Стадии разрушения зубов».
- Почему и зачем нужно ходить к зубному врачу? (Ответы детей)
- Если у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не торопишься пойти к врачу и запломбировать это крохотное отверстие, ты сам гостеприимно предоставляешь удобную квартирку микробам. Даже в самом маленьком дупле, где скапливаются крошки пищи, могут разместиться миллионы микробов.
Дети. – А без зубов скверно: и пищу пережёвывать плохо, и разговаривать трудно, да и улыбка малопривлекательная. И даже, если зубы не болят, то всё равно их нужно показывать врачу, он может заметить самое начало заболевания зуба.
Воспитатель. – Как называется это заболевание?
Дети. – Кариес.
Воспитатель. – Как называют врача, который лечит зубы?
Дети. - Стоматолог.
Психогимнастика.
Воспитатель. – Вам необходимо посетить зубного врача, а чувство страха мешает это сделать. Найдите положительные моменты в этой ситуации.
Дети. – Я храбрый.
- У меня будут красивые зубы.
- Я познакомлюсь с доктором.
Воспитатель. – Вы узнали, как важно иметь здоровые зубы. Что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми? (Ответы детей)
А ещё не грызите орехи, сахар, твёрдые конфеты.
Игра «Это полено, это вредно».
Воспитатель. – Выберите для зубов те продукты, которые для них полезны.
(Морковь, конфеты, яблоко, торт, рыба, мороженое, молоко, капуста, шоколад, сыр, репа и т. д.). Почему эти продукты полезны для зубов?
Дети. – Они богаты витаминами и укрепляют зубы.
Воспитатель. – Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Давайте выясним: чем вы можете себе помочь? Сколько раз в день нужно чистить зубы?
Дети. – Чистить зубы надо два раза в день: утром и вечером перед сном.
Воспитатель. – Правильно, а ещё после еды надо полоскать рот тёплой водой. У каждого человека есть своя щётка, она на только чистит зубы, но и делает массаж. Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной, но и с внутренней стороны, желательно чистить зубы круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее 3-х минут. Пользоваться нужно только своей зубной щёткой и следить, чтобы она была чистой.
Показывает и дети повторяют на макете.
Воспитатель. – На выставке у нас собраны зубные пасты, посмотрите на них и назовите, какие из них вы знаете.
Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну пасту, дети должны определить, какая паста исчезла.
Воспитатель. – Отгадайте загадку: Зубам верная подружка – это…
Дети. – Зубная щётка.
Воспитатель. – Вот что мы знаем о зубной щётке. Ещё Пётр 1 в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпочкой с толчёным мелом. Зубные щётки изготавливают из искусственного и натурального волокна (показ и сравнения). Кроме обычных зубных щёток применяют электрические зубные щётки, зубные нити – флоссы для удаления остатков пищи, зубочистки. Что может предложить народная медицина для укрепления зубов?
Ответы детей.
Воспитатель. – Для укрепления зубов полезно натирать дёсны соком подорожника или полоскать настоем этой травы. Нужно каждый день есть хотя бы одну дольку чеснока. Употребление чёрного хлеба очень полезно для питания и сохранения зубов.
Дети. – А если вечером заболел зуб, что делать?
Воспитатель. – Можно кусочек свиного сала положить на больное место и держать 15-20 минут или для уменьшения боли положить на зуб сырую свёклу.
Итог. Народная мудрость гласит: «Здоровые зубы – здоровью любы», объясните смысл этой пословицы. Как сохранить здоровые зубы?
1. Нужно чистить зубы два раза в день.
2. Ходить к стоматологу.
3. Поменьше есть сладостей.
4. Употреблять больше в пищу фруктов и овощей.