Инна Пузанкова
Конспект занятия по теме «Народная лоскутная кукла»
Конспект занятия по теме : «Народная кукла»
Цель: учить изготовлять народную куклу
Задачи:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия по теме „Народная лоскутная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- познакомить с историей возникновения тряпичной куклы – самоделки;
- обучать детей работе с тканью;
- учить выделять отличительные признаки между народной и современной куклами;
- учить изготовлять народную куклу по схеме ;
- учить правильно называть относительные прилагательные ;
- воспитывать чувство уважения к народной кукле;
- создать условия для самостоятельного выбора материала для продуктивной деятельности ;
- воспитывать у детей желание самим называть народную куклу;
- развивать детское творчество, фантазию ;
- приобщать детей к музыке.
3. Методы и приемы:
* Наглядные: рассматривать кукол; просмотр слайдов.
* Словесные: объяснение, беседа, речевая ситуация.
* Практические: подвижная игра «Живые куклы», сюрпризный момент, создание художественного продукта.
4. Материалы и оборудование:
- образцы народных кукол;
- две современные куклы;
-CD – проигрыватель;
- ткань различной фактуры, тесемки для украшения;
- схемы изготовления куклы – закрутки;
-CD – диск «Русская народная музыка».
5. Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок, потешек;
- дидактические игры «Предметы народного быта», «Ремесла на Руси»;
- слушание русской народной музыки;
- рисование по мотивам русского народного творчества.
6. Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра «Живые куклы»
Игровая Рассматривание кукол, просмотр слайдов, схем.
Продуктивная Изготовление продуктов детского творчества.
Познавательно - исследовательская Наблюдение, экспериментирование; решение проблемной ситуации, тактильное восприятие.
Коммуникация Беседа, ситуативный разговор,
Трудовая Самообслуживание, совместные действия.
Восприятие Слушание русской народной музыки.
Логика образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Включение детей в образовательную деятельность:
Сюрпризный момент – приход в группу 2 кукол: современной и народной кукол – самоделок.
Предлагает детям рассмотреть кукол и ответить на вопросы:
- Из чего сделаны куклы?
- Они похожи?
- Что общего и в чем разница?
- Для чего нужны куклы?
- Как появилась кукла?
Педагог обобщает высказывания ребят. Обращает их внимание на то, что кукла не рождается сама. Её создает человек. Куклы развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом и просто приносят радость. Вопрос к детям: «Дети, а вы хотите узнать о том, как появилась кукла?»
Рассказ воспитателя о том, как появились первые куклы. Воспитатель предлагает обратиться за помощью к компьютеру (слайды)
Цель: познакомить с историей возникновения куклы; какая была кукла и для чего их делали.
Рассказ воспитателя:
- В старину куклы делали своими руками. Люди могли выдумывать настроение куклы, её характер. Куклы в древности служили символом. Они участвовали в магических заклинаниях. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, ненастья, помочь хорошему урожаю. Как же появилась кукла? Вначале это был простой тряпичный столбик. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова (делалась из белой ткани). Долгие годы лицо не раскрашивалось исключительно по суеверным соображениям, изображение лица «оживает». Иногда на месте лица рисовали крест. Это считалось добрым знаком. Шли годы: менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У неё появились ручки, ножки, личико.
Воспитатель показывает несколько старинных кукол (образцы и слайды).
«Крупеничка» - оберег для хорошего урожая и чтобы у женщины появились детки.
«Рождественский ангел» - использовали как украшение на Рождество. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка.
«Пелепашка» (показывается на ладони). Куклу делали из куска поношенной одежды. Клали в колыбель к младенцу.
«Московка» или семья. Кукла имеет детей, привязанных к поясу. Символ материнской заботы и любви.
«Толстушка» - оберег от одиночества.
Предлагает игру «Живые куклы». Педагог взмахивает волшебной палочкой. Педагог отгадывает, где современная, а где кукла – самоделка.
Воспитатель спрашивает, а хотят ли дети попробовать сделать кукол.
Вопросы: «А что нам для этого нужно?»
Исследовать ткань.
Ситуативный разговор:
- Ребята, а как вы думаете с какой тканью легче работать: ситцевой или шелковой и капроновой?
Объясните свои ответы.
Речевая игра:
- Ткань из ситца какая?
- Ткань из шерсти какая?
- Ткань из капрона какая?
- Ткань из льна какая? И т. д.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему изготовления куклы – закрутки.
Педагог вместе с детьми организовывает выставку кукол. Дети обращают внимание на приход кукол.
Дети исследуют, описывают, рассуждают и отвечают на вопросы.
Дети слушают.
Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды.
Дети выбирают ткани, одежду, парики. Наряжают, изображают кукол.
Дети отвечают на вопросы.
Дети рассматривают схему изготовления куклы – закрутки. Самостоятельно выбирают ткань.
Дети высказывают свое мнение. Любуются. Дети включаются в образовательную деятельность: заинтересовываются приходом кукол.
Дети показывают умение исследовать, описывать, рассуждать и отвечать на вопросы.
Дети получают информацию и заинтересовываются, как появилась кукла.
Дети проявляют интерес к данной теме и включаются в беседу с воспитателем.
Дети проявляют радость, помогают друг другу.
Дети учатся находить отличия в различных видах ткани.
Закрепляют знания об относительных прилагательных.
Дети закрепляют умение работать по схеме. Готовить самостоятельно ткань.