Наталия Базарова
«Сложносочинённое предложение». Занятие по совершенствованию лексико-грамматических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Теремок»
Конспект
занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР подготовительного к школе возраста на тему «Сложносочинённое предложение»
Учитель-логопед: Базарова Наталья Анатольевна
Старый Оскол
2014
Тема: Сложносочинённое предложение.
Публикация «„Сложносочинённое предложение“, Занятие по совершенствованию лексико-грамматических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
Цель: формирование лексико-грамматической категории.
Задачи: закрепить умение детей составлять сложносочинённые предложения с союзами и, а, но, или. Уточнить понятия «слово», «предложение», «действие». Активизировать словарь детей по теме «Весна». Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением героев занятия (Незнайка, доктор Пилюлькин, Гусля, Винтик, Шпунтик, Знайка); мяч; сюжетные картинки по теме «Весна»; карточки с союзами А, И; пары сюжетных картинок для составления предложений; пары предметных картинок для составления предложений; предметы (книга, альбом, конструктор, пластилин, барабан, мяч, машина, кукла, пирамида, скакалка, раскраска, карандаши).
Ход занятия.
I.Оргмомент.
Называние героев рассказа Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».
II.Знакомство с планом занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по Солнечному городу. Наш путь начнётся от домика главного героя Незнайки. Мы навестим доктора Пилюлькина, заглянем в гости к музыканту Гусле, зайдём в мастерскую Винтика и Шпунтика, не пропустим и домик Знайки. Наконец, мы попадём на поляну сказок и развлечений. Там закончится наше путешествие. Итак, все готовы? Тогда смелее, в путь! Но прежде чем отправиться в путешествие, выполните задание Незнайки.
Игра с мячом «Подбери слова-действия».
Незнайка – играет
Пилюлькин – лечит
Гусля – поёт
Винтик – ремонтирует
Шпунтик – мастерит
Знайка – решает
III.Составление предложений по демонстрации действий.
– А вот и больница доктора Пилюлькина. Он интересуется, что вы делаете, чтобы расти здоровыми и крепкими? (Делаем зарядку, занимаемся физкультурой, много гуляем).
– Доктор хочет проверить, как у вас получается. Встаньте в две колонны.
– Девочки кружитесь, а мальчики прыгайте на месте.
– Дети первой колонны приседайте, а дети второй колонны хлопайте в ладоши.
– Мальчики, делайте наклоны в стороны, а девочки маршируйте.
– Молодцы! Ребята, кто запомнил, какие команды отдавал доктор Пилюлькин?
IV.Упражнение «Закончи предложение».
Логопед: Мы покидаем больницу доктора Пилюлькина и направляемся к музыканту Гусле. Гусля никак не может написать новую песню про весну. Ему нужно помочь закончить некоторые предложения из этой песни. (На доске сюжетные картинки по теме «Весна»).
На улице ещё холодно, но (на деревьях набухли почки).
Снег почернел и (образовались проталины).
Ярко светит солнце и (журчат ручьи).
Снег ещё не растаял, а (подснежник уже расцвёл).
Скоро лес оденется листвою и (засвищут соловьи).
Пришла весна и (дети улыбаются).
– Гусля рад, что вы помогли ему закончить предложения. Он проводит нас до мастерской Винтика и Шпунтика. А чтобы нам в дороге было не скучно, мы поиграем в игру «Ласточки».
V.ФКМ.
Ласточки летели, все люди глядели.
(Дети бегут по кругу, машут руками).
Ласточки садились, все люди дивились.
(Приседают, руки опускают за спиной).
Сели, посидели, взвились, полетели.
(Бегут по кругу, взмахивают руками).
Полетели, полетели, песенки запели.
VI.Работа с деформированным предложением.
– Винтик и Шпунтик работают в своей мастерской. Они ремонтируют предложения. Помогите им. Послушайте, что у них получилось.
«Сначала надо лечь спать, а потом разобрать постель».
(Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.)
«Сначала надо вытереть посуду, а потом вымыть её».
(Сначала надо вымыть посуду, а потом вытереть её.)
«Сначала надо идти спать, а потом вымыть ноги».
(Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать.)
– Молодцы! Пойдёмте дальше.
VII.Составление предложений с союзами А, И.
– Перед нами широкая река, через которую перекинуты мостики. Прочитайте названия этих мостиков (А, И). Вставьте в предложения маленькие слова. Тогда мы сможем перейти через реку.
Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку.
(Зоя гуляла в саду и её укусила оса.)
Бабушка читает книгу. Внучка учит уроки.
(Бабушка читает книгу, а внучка учит уроки.)
Мама трёт морковку на тёрке. Дочка чистит картошку.
(Мама трёт морковку, а дочка чистит картошку.)
VIII.Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.
– А вот и домик Знайки. Чем это он так увлечён? Посмотрите, малыш пытается составить предложение по двум картинкам. Давайте ему поможем.
(Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам и символу союза А).
– Знайка благодарит вас, а наше путешествие продолжается.
IX.Составление сложносочинённых предложений с разделительным союзом или.
– Вот мы дошли до Сказочной поляны. Посмотрите, сколько здесь много разных игрушек и предметов. Возьмите себе по два предмета (книга, альбом, конструктор, пластилин, музыкальный инструмент, мяч, машинка, кукла, пирамида, скакалка, раскраска, самолёт).
– Вова, что ты будешь сейчас делать?
(Я буду читать книгу или прыгать через скакалку.)
X. Итог занятия.
Дети делятся впечатлениями от путешествия.