Людмила Жинкина
Конспект занятия по речевому развитию на экологическую тему в старшей группе «Заколдованная поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
занятия по речевому развитию
на экологическую тему в старшей группе
«Заколдованная поляна»
Цель:
Развивать речь, логическое мышление, фантазию. Активизировать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию на экологическую тему в старшей группе „Заколдованная поляна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Воспитывать заботу и бережное отношение к природе, желание приходить ей на помощь. Продолжать учить видеть красоту родной природы.
Материал:
Елки. Береза, искусственные цветы садовые и полевые, муляжи грибов, голоса птиц, зверей, игрушки – самоделки: Лесовичек, Кикимора, голос Чудища лесного (в записи, игрушка большого медведя, В. Черчин «Вальс цветов»
Методика проведения
Раздается стук в дверь.
- Дети, к нам стучится Лесовичек, наверное, какую-то новость принес. Какой он взволнованный, не случилось ли что-нибудь плохое? Я пойду узнаю, выходит и возвращается с телеграммой. Так я и знала! Случилось что-то ужасное, сейчас мы все узнаем из этой телеграммы.
Дорогие дети! Помогите!
Нашу поляну заколдовал
Чудище лесное.
Вы своими знаниями,
Любовью и бережным отношением
К природе можете помочь нам.
Помогите!
Обитатели лесной поляны.
- Так что, дети, поможем лесной поляне и ее обитателям?
- Тогда пойдемте.
Кикимора:
Ах, это вы! Пришли спасать поляну, но найти ее не просто! Я ее закрыла туманом, но если вы согласны поиграть со мной и будите правильно отвечать на вопросы, вы пройдете через туман.
Игра «Хорошо-плохо».
1. Солнце светит ярко. Это плохо. Почему? (потому что можно получить солнечный удар, все сожжет, высохнет).
2. Солнце светит ярко. Это хорошо. Почему? (потому что тепло, все растет, можно загорать).
Аналогично разбираются следующие ситуации:
3. В лесу прошел ливень.
4. Зимой выпало много снега.
5. На улице летает много комаров.
6. В лесу растут мухоморы.
Кикимора:
Правильно ответили на все вопросы. Ну, что ж проходите на поляну.
- Дети, посмотрите и прислушайтесь, как тихо и сумрачно на поляне; что же здесь случилось?
Голос Чудища лесного:
Это я, Чудище лесной заколдовал эту поляну. Но раз вы смогли пройти сюда, то сможете и расколдовать ее.
- Дети, посмотрите, вон стоит березка, какая она печальная, вся поникла, завяла, что с ней случилось? ( Дети называют причины: замерзла от сильных морозов, засыхает от засухи, повреждена насекомыми.
- Дети, а может быть что-то случилось с корнями? Давайте посмотрим. (Дети находят жука, березка оживает, дети рассказывают о вреде прикорневых жуков). Вот мы и спасли березку, какая она теперь радостная, зеленая. Пойдемте дальше. Вот ручей, но что с ним? Он не журчит, не бежит, словно спит. Посмотрите, здесь лежит какая-то записка. Читает логическую задачу:
«Два мальчика на берегу реки, соревнуясь, кто дальше бросит, кидали в воду все, что нашли на берегу после отдыха разных семей: банки, палки, бутылки и другой мусор. Хорошо это?
Дети: плохо. Нельзя кидать в реки, что попало. Река засоряется. (Дети рассказывают о том, что происходит с руслом реки, убирают мусор).
- Вот и ожил ручей, снова весело зажурчал и побежал по камешкам. Беги, беги, ручей.
- Как мало цветов на поляне, да и те все повяли.
Голос:
Если вы сможете отличить садовые цветы от луговых, то они снова смогут расцвести.
Дидактическая игра «Найди садовые и луговые цветы»
Дети собирают цветы, называют и рассказывают о них.
Звучит музыка, дети исполняют Вальс цветов.
Голос:
Да, вы сумели расколдовать цветы и теперь сможете нарвать много-много цветов и унести их с собой.
- Дети, нарвем цветов? (удивленно)
Дети: нет, мы рвать не будем. Пусть они растут и украшают поляну. Если рвать цветы, то не будет семян и цветы исчезнут с поляны совсем.
На поляне лето, а мишка все спит, давайте его разбудим (дети будят медведя).
Голос:
Не старайтесь, так вы его не разбудите, вот, если вы отгадаете загадки, то медведь проснется.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
(звучит рев медведя) Медведь просыпается, благодарит и уходит.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
голодный?
(волк)
(звучит рычание волка)
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(дятел)
(звучит голос дятла)
- Подойдите сюда, посмотрите, какое замечательное место, но здесь не видно ни одного гриба – наверно грибы заколдованы.
Голос:
Если вы сумеете отличить съедобные грибы от ядовитых, здесь снова будут расти грибы. Дети называют грибы. На поляне появляются грибы.
- Какая открытая солнечная поляна, какие здесь могли бы расти ягоды?
Назовите. Где растет земляника (на солнечной полянке).
Клюква (на болоте)
Брусника (в сосновом бору)
Черника (в сырых местах елового леса)
- Как здесь тихо, совсем не слышно птиц, но здесь не видно и насекомых. Как вы думаете, почему птицы улетели с этой поляны?
(Потому, что им нечего есть, они улетели на поиски корма)
Голос:
Если вы сумеете отличить насекомых от птиц и зверей, то птицы снова будут петь здесь свои песни. Чудище лесное называет несколько насекомых (жук, муравей, кузнечик, несколько зверей (заяц, лиса, волк, лось, несколько птиц (ласточка, синичка, снегирь, грач). Дети выбирают из них насекомых. Ох, всех отгадали, все назвали. Победили!
Звучат голоса птиц.
- Вот и оживили мы поляну : давайте сядем здесь и послушаем, как поют птицы.
Кикимора:
Нет, ничего у вас не получится. Если вы не ответите на эти вопросы, птицы умолкнут навсегда.
- что страшнее для птиц холод или голод? (голод)
- какие птицы любят ходить за плугом и собирать червей? (грачи, скворцы)
- какая птица рассказала историю про Дюймовочку? (ласточка)
Ответили, все знают, победили! (убегает)
- Дети, мы победили всю нечистую силу потому, что вы любите природу, всегда стараетесь узнать о ней как можно больше, чтобы в нужный час прийти к ней на помощь.