Ольга Тренина
Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Обитатели морей и океанов»
Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, н6а основе систематизации ранее сформированных представлений.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Обитатели морей и океанов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о внешнем виде, питании. Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие :
Развивать устную речь, развивать память, воображение и мышление, мелкую моторику рук, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе,
воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, музыкальное сопровождение на физминутку, разукрашивание рыбок, карточки с морскими обитателями.
Ход занятия.
Дети заходят в группу здороваются и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Здравствуйте! Ребята мы с вами познакомились домашними животными, с животными, которые живут в дикой природе, с животными северных и южных стран. А сегодня мы познакомимся с обитателями, живущими в реках, озерах, морях и океанах.
И так, вы готовы?
- ответы детей
Воспитатель: Тогда давайте с ними познакомимся! Посмотрите на доску.
Кто же это такие ребята? Как вы думаете?
- ответы детей
Воспитатель: Это ребята рыбы и другие животные.
Некоторых даже вы даже знаете.
Задание 1. Это кто (работа с картинками).
Воспитатель: Ребята, каждому из вас я раздала карточки с морскими обитателями, посмотрите и назовите кто изображен на вашей картинке!
- ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята. Вы всех назвали верно. Это морские животные и рыбы.
Давайте посмотрим, чем отличаются рыбы от животных.
Задание 2 Части тела рыбы
Воспитатель: У рыб есть части тела - голова, чешуя, плавники, жабры, усы, хвост, глаза, туловище.
А есть не только рыбы, но и животные. давайте посмотрим: у медузы есть туловище и щупальца, она киселеобразная, у осьминога, голова и восемь ног, щупальцев которыми он удерживает свою добычу. У дельфина и кита нет чешуи, у них гладкая кожа, а вместо жабр у них легкие, поэтому в основном они плавают на поверхности морей и океанов, чтобы дышать воздухом. Тело морской звезды покрыто шипами и кожей.
Морских обитателей очень много, и они разнообразны, но жить они могут только в море, поэтому они морские. В реке живут речные обитатели, в озере – озерные, в аквариуме – аквариумные и даже в болоте живут болотные.
Давайте посмотрим кто где живет! (Плакат)
Задание 3 Мой, моя, мои
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на доску, а про каких морских животных можно сказать мой кто? Моя кто? Мои кто?
А про кого он, она, они?
- ответы детей
Правильно, молодцы!
Задание 4 «Какой он»
Воспитатель:
Ребята где можно увидеть морских обитателей?
- ответы детей
Воспитатель:
Правильно в море.
Я называю морского обитателя, а вы какой он
Дельфин
- ответы детей
(добрый, ласковый, игривый, мокрый, быстрый)
Акула
- ответы детей
(злая, хищная, мокрая, быстрая, опасная)
Морская звезда
- ответы детей
(красивая, веселая, пятиконечная, разноцветная)
Кит
- ответы детей
(огромный, тяжелый, добрый)
Медуза
- ответы детей
(прозрачная, разноцветная, опасная)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас мы немножечко подвигаемся, встаем дружно в кружок и повторяем за мной слова и движения.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, Идем по кругу
Наклонились и умылись Наклоняемся, руками поглаживаем щечки (умываемся)
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились! Ладошками, помахиваем на лицо, как веером
А кого мы в речке увидели?
Конечно же рыбок! Наклоняемся и смотрим в речку
Рыбки плавают, играют
В чистой тепленькой воде! сложенными вместе ладонями
изображаем, как плывут рыбка
То сожмутся, разожмутся Прижимаем руки к телу, сжимаемся
То зароются в песке! Присели и ручками делаем закапывающиеся движения
Воспитатель: Подвигались ребята, умнички, садимся на стульчики.
Задание 5 Наоборот
Воспитатель:
Ребята все животные очень разные, давайте с вами посмотрим какие они и придумаем слова наоборот!
Краб маленький, а кит?
- ответы детей
(большой)
Медуза медленная, а акула?
- ответы детей
(быстрая)
Кит длинный, а дельфин?
- ответы детей
(короткий)
Кит крупный, а осьминог?
- ответы детей
(мелкий)
Осьминог легкий, а кит?
- ответы детей
(тяжелый)
Акула злая, а дельфин?
- ответы детей
(добрый)
Воспитатель:
Молодцы, а наоборот попробуем?
Большой, а наоборот (маленький)
Быстрая, а наоборот (медленная)
Короткий, а наоборот (длинный)
Мелкий, а наоборот (крупный)
Тяжелый, а наоборот (легкий)
Воспитатель:
Здорово! А теперь посмотрите, кто у нас в гостях?
- ответы детей
Воспитатель:
Правильно Великан и Гномик
Великан какой? А гномик?
Задание 5 Маленький морской обитатель
Назовите маленькое подводное животное
К великану приплыла большая черепаха, а к гномику?
- ответы детей
(маленькая черепашка)
К великану приплыла большая медуза, а к гномику?
- ответы детей
(маленькая медузка)
К великану приплыл большой дельфин, а к гномику?
- ответы детей
(маленький дельфинчик)
К великану приплыл большой окунь, а к гномику?
- ответы детей
(маленький окунек)
К великану приплыла большая морская звезда, а к гномику?
- ответы детей
(маленькая морская звездочка)
Воспитатель:
Молодцы ребята, Вы справились!
А теперь пальчиками давайте покажем, как рыбка плавает в воде.
Встаньте пожалуйста! И повторяем за мной слова и движения!
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть. сложенными вместе ладонями
изображают, как плывет рыбка
Рыбка, рыбка, озорница
грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать.
медленно сближают ладони
Рыбка спинку изогнула Снова изображают, как плывет рыбка.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула, дети изображают, как плывет рыбка.
Рыбка быстро уплыла!
Воспитатель:
Молодцы! Вы узнали много нового и вам будет о чём рассказать дома. А сейчас подойдите к своим столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов).
Воспитатель: Какие у вас ребята рыбки, мне так понравились они! Давайте опустим ваших рыбок на морское дно (рыбок прикрепляем на ватман голубого цвета (океан).