Наталья Кузнецова
Конспект занятия по развитию речи «Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе
по развитию лексико-грамматических категорий
по лексической теме «Инструменты»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
• расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Инструменты“» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• уточнить и расширить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны;
• усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».
• закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
• развивать умение образовывать глаголы-действия.
Коррекционно-развивающие :
• развивать диалогическую речь;
• развивать у детей умение составлять предложения;
• развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
• развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать внимательное отношение к слову;
• воспитывать интонационную выразительность речи;
• создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
I. Вводная часть. Организационный момент.
Логопед: Добрый день. Ребята сегодня мы с вами познакомимся с инструментами. Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы должны добавлять нужное слово.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Вышли с братом мы во двор:
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (Лопатой)
У железной тучки есть и нос, и ручка.
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне… (Пила)
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью… (Рулетки)
У железной тучки есть и нос, и ручка.
Гвозди им я забиваю,
Очень точно попадаю.
Дом для птиц построить смог,
А помог мне… (Молоток)
Логопед: Молодцы, вы справились с заданием.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята повторяйте за мной слова и движения.
1 Массаж биологически активных точек лица
Молоток стучит: тук-тук,
Он не вырвется из рук. (постучать пальцами по лбу)
Я держу за ручку крепко,
Гвозди забиваю метко. (постучать пальцами по щекам)
Гвоздь колючий вылез косо,
И стоит в доске кривой. (помять нос)
Гвоздодер легко и просто
Уберет его долой. (пощипать щеки)
Логопед: Ребята, вы знаете, из чего сделаны наши инструменты?
Правильно, из металла! А почему их делают из металла? (ответы детей) Логопед:Чтобы инструменты были прочными! Что было бы, если бы молоток был стеклянным?
Ответы детей.
Логопед:А пила из дерева, отвертка из пластилина, клещи из картона?
Ответы детей.
Логопед:А я вас сейчас проверю. Поиграем в игру «Верно-неверно». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать верно или нет.
Пилой режут хлеб. Верно?
Плоскогубцами выдергивают зубы.
Топором рубят дрова.
Гаечным ключом открывают замки.
Гвозди забивают в стену.
Молотком стучат в дверь, когда приходят в гости.
Граблями собирают листья.
Лопатой метут дорожки.
Иголкой шьют одежду.
Из лейки пьют чай.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». У меня есть коробка с инструментами. Вы должны взять инструмент и назвать его ласково
Молоток – молоточек, пила – пилочка, топор – топорик, гвоздь – гвоздик, болт – болтик, винт – винтик, грабли – грабельки, лопата – лопатка, лейка – леечка, метла – метелка, игла – иголка, кисть – кисточка.
Логопед: Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зарядку. Повторяйте за мной слова и движения.
Физкультминутка
Стул сломали мы вчера, (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)
Мы ребята-мастера. (указать на себя)
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали. (постучать кулаком об кулак)
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво. (имитировать движения)
Зачищали шкуркой долго, (тереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким. (имитировать движения)
Верх узором украшали, (вращать кулачками)
Папу посмотреть позвали. (сделать «очки» из пальцев)
Логопед: Люди разных профессий используют в своей работе инструменты. Назовите, какие инструменты нужны в каждой профессии (по картинкам) :
Столяр (Молоток, пила, рубанок, рулетка, гвозди, напильник);
Садовник (Лейка, лопата, секатор, тачка, метла, тяпка, грабли);
Швея (Нитки, иголки, наперсток, ножницы, швейная машинка, сантиметр, булавки, пуговицы, манекен);
Маляр (Краски, кисточки, валик, шпатель);
Мастер (Гаечный ключ, разводной ключ, гайки, болты, отвертка, молоток);
Строитель (Лестница, шпатель, мастерок, каска);
Автомеханик (Отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы (пассатижи, масло);
Уборщица (Швабра, тряпка, ведро, веник, совок, мешок под мусор);
Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, зеркало).
Логопед:Я предлагаю поиграть в игру «Что делать?».
Вы должны выбрать инструмент и сказать, что им делают.
Пилой – пилить, топором – рубить, молотком – забивать, рубанком – строгать, метлой – мести, лопатой –копать, граблями – рыхлить, лейкой – поливать, рулеткой – мерить, кистью – красить, отверткой –закручивать, ножницами – резать.
III. Итог занятия.
Логопед:Ребята, скажите какие инструменты вы запомнили?
Ответы детей.
Логопед : А что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас сложным.
Ответы детей.
Логопед:Вы очень хорошо работали. Молодцы!