Елена Кривошеева
Занятие по развитию познавательных способностей у детей старшей группы «Времена года»
ЦЕЛЬ:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие внимания и наблюдательности.
- Развитие умения сравнивать предметы между собой.
- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи).
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
ОБОРУДОВАНИЕ:
листья различных деревьев: клена, рябины, березы, липы;
Публикация «Занятие по развитию познавательных способностей у детей старшей группы „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
карточки к упражнению «Осенние листья» (по количеству детей);
цветные карандаши (по количеству детей, тарелочки;
карточки к заданию «Найди предмет» (на каждого ребенка).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
1. Речевая разминка
Са – са – са – са – по небу летит оса,
Су – су – су – су – очень я боюсь осу.
2. Создаем хорошее настроение:
(Дети здороваются, говорят друг другу ласковые слова, затем садятся за столы).
3. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки» :
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Задание 1. «Времена года»
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А какой месяц? (Октябрь)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие листья. В октябре часто идет холодный мелкий дождь. Характер октября переменчивый: погода в течение дня несколько раз меняется. Говорят, что октябрь то плачет, то смеется. Как же может октябрь плакать? Что люди имеют в виду, когда так говорят?
(В октябре часто идет дождь)
- Правильно, а когда выглядывает солнышко, становится теплее и веселее, тогда говорят, что октябрь смеется.
- Отгадайте осеннюю загадку:
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Это листья)
- Ребята, я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь понять, о чем идет речь. Слушайте внимательно.
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга:
У осин заснеженных
Ветки как рога…
У второго – синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В небе облака.
А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же те художники?
Догадайтесь сами.
- О каких художниках идет речь?
(Ответы детей)
Физминутка:
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте
или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и
оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки Приседают и выполняют
упражнение «Грибок»
На нас глядят – Встают и выполняют
В корзину прыгнуть хотят. упражнение «Корзинка»
Задание 2 «Осенние листья»
Педагог-психолог показывает детям листья различных деревьев и называет их.
- Это лист клена – кленовый лист. Повторите, какой это лист. (Кленовый лист).
Аналогичная работа проводится с листьями липы, дуба, рябины, березы.
- Мы часто слышим: «Осенью с деревьев падают разноцветные листья». Что значит «разноцветные»? (Это значит они разного цвета)
- Правильно. Какие листья можно увидеть осенью? (Желтые, красные, бурые, коричневые, оранжевые).
- Сейчас вы будете раскрашивать осенние листья. Приготовьте карандаши.
Педагог-психолог раздает карточки к упражнению «Осенние листья». Дети берут карандаши из тарелочек.
- Рассмотрите листья. Где березовый лист?
Дети на карточке находят и показывают лист березы.
- А это какой лист?
Педагог-психолог показывает на дубовый лист.
(Это дубовый лист)
- Какой еще лист мы еще не назвали? (Кленовый лист)
- Раскрасьте листья разными цветами.
Гимнастика для глаз:
Нарисовать глазами в воздухе 3 горизонтальных восьмерки.
Задание 3 «Найди два одинаковых предмета»
У детей на столе лежат карточки с заданием «Найди два одинаковых предмета»
- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и найдите два одинаковых предмета: не называя их, раскрасьте. Затем, поменяйтесь карточками с вашим соседом, чтобы вы могли проверить правильность выполненного задания. После этого я продемонстрирую образец, с которым вы сравните свою работу.
Пальчиковая гимнастика «Осенняя прогулка» :
Если мы идем гулять,
Зонт с собою нужно брать.
Осенью от дождика
Спрячемся под зонтиком.
Задание 4 «Допиши узор»
У детей в тетрадях недописанный узор. Необходимо дописать его до конца.
Заключительная часть:
- Наше занятие подошло к концу. Расскажите, чем мы занимались сегодня.
(Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями).
- До скорой встречи. Я буду без вас скучать!