Наталья Украинская
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Удивительное рядом»
Задачи:
создать условия для ознакомления детей со свойствами воздуха;
обеспечить условия развития поисковой активности детей;
создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи;
обеспечить условие для выражения детьми своего мнения;
создать условия для развития навыков взаимодействия.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительное рядом“» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, вы ничего не необычного не замечаете в группе? Может что-то новое появилось?
Дети находят воздушные шары.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары: красный, зелёный, белый, а что это случилось с серым шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Предлагаю ребёнку надуть шарик.
Воспитатель: Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри? - (Воздух).
Воспитатель: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! Вы видите? (ответы)
Воспитатель: Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите мне его. (Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим).
Воспитатель: А можно нам увидеть этот воздух - «невидимку»? Может быть, с ним кто-то он уже встречался?
Воспитатель: Кто знает, какой воздух? (прозрачный, бесцветный и невидимый)
Воспитатель: Как нам доказать, что воздух мы можем увидеть, услышать и почувствовать?
Дети высказывают свои предположения.
Деление на команды.
Дети берут карточки с изображением символов – «Увидеть» - изображение глаза, «Услышать» - изображение уха, «Почувствовать» - изображение руки. На столах такие же изображения. Дети, ориентируясь на карточки, подходят к столам, за которыми будут работать в группах.
Воспитатель: Молодцы! Вы быстро объединились в группы. Вместе и дело спорится быстрей. Посмотрите, внимательно, на столах лежат предметы, с помощью которых вы должны доказать существования воздуха.
1. Дети за первым столом должны показать и рассказать о том, как при помощи полиэтиленового пакета можно увидеть воздух (изображение глаза)
Опыт Нужно взять полиэтиленовый пакет, набрать в пакет воздух и закрутить.
Воспитатель: Что произошло с пакетом? (пакет изменил форму, он полон воздуха)
Воспитатель: Теперь развяжите пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? (Пакет опять стал пустым).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух? (его надо поймать).
Воспитатель: Мы смогли это сделать? Как?
2. Дети за вторым столом должны показать и рассказать о том, как при помощи воздушного шарика можно услышать воздух (изображение уха)
Опыт Нужно надуть воздушный шарик, затем выпустить воздух, растягивая отверстие для надувания.
Воспитатель: Получилось у вас услышать воздух? Поделитесь с ребятами, как вам это удалось?
3. Дети за третьим столом должны показать и рассказать о том, как при помощи листа бумаги можно почувствовать воздух (изображение руки)
Опыт
Воспитатель: Как вы думаете, вы сможете почувствовать воздух? Как? Что для этого нужно сделать? - веер.
Воспитатель: Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
Воспитатель: Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ветерок).
Воспитатель: А ветерок – это что? (движение воздуха)
Воспитатель: Что вы этим опытом доказали? (воздух можно почувствовать)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух форму? (предположения детей) Как это можно проверить? (ответы детей).
Опыт
Воспитатель: Возьмите резиновую перчатку, шарик надуйте их воздухом. Что вы видите? (перчатка приняла форму руки; взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (воздух формы не имеет, но он может принимать форму предмета)
Опыт
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?
Воспитатель: Вдохните воздух? Чем пахнет?
Воспитатель: Что это? Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы)
Воспитатель: Правильно, воздух, а понюхайте, чем пахнет?
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы)
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы)
Воспитатель: Что вы этим опытом доказали? (собственного запаха у воздуха нет, чистый воздух ничем не пахнет, запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Воспитатель: Кто знает, как называется такая техника рисования?
Воспитатель: Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Самостоятельная деятельность.
Воспитатель: Расскажи, что ты нарисовал?
Рефлексия.
-Ребята, что было для вас интересным? Что открыли для себя нового?
- Что было самым трудным?
- Кому расскажите о своих открытиях?
Воспитатель: Ребята, спасибо за занятие, вы были такие молодцы! Я хочу подарить вам мыльные пузыри, ведь в каждом мыльном пузыре внутри находится воздух.