Соколова Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе «Живые и неживые предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим.
Тема: предметы живой и неживой природы.
Задачи:
-дать понятие о живых и неживых предметах, отмечая их признаки;
-познакомить с главным человеческим органом – сердцем, его ролью в жизни человека;
-учить сравнивать живые и неживые предметы, умение искать прямые аналогии к знакомым предметам;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе „Живые и неживые предметы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
-формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного;
-учить бережно относиться к своему здоровью.
Материал: кукла, фонендоскоп, схемы к определению живого организма (дышит, растёт, двигается, питается, зелёный лук в ящичке, картинки с изображением предметов из живого и неживого мира, по две карточки на каждого ребёнка сосхематичным изображением человека на одной и стула на другой, любая сюжетная картина, где есть изображения как живых, так и неживых предметов; заводная кукла; учебник биологии, энциклопедия о животном мире.
Ход занятия.
Психогимнастика «Цветок».
Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко (дети сидят на корточках).
Из зёрнышка проклюнулся росток (дети поднимают голову).
Потом вырос стебелёк (встают, тянут руки вверх).
А на стебле вырос красивый цветок (руки над головой в форме круга).
Нежится цветок на солнышке, поворачивает свою голову вслед солнцу (повороты головы)
1. Выявление признаков живых предметов.
Движение.
Воспитатель показывает куклу
-Что это? (кукла)
-На кого она похожа? (на девочку).
Вызывает любую девочку и предлагает встать рядом с сидящей куклой.
- Похожа ли кукла на девочку? Чем? (есть голова, туловище, руки, ноги и т. д.)
-Чем они отличаются? (кукла маленькая, а девочка большая; девочка двигается, а кукла нет)
Воспитатель поднимает руки, ноги кукле.
-Кукла двигается сама? (нет)
-А девочка? (сама).
Предлагает потрогать девочку и куклу (девочка тёплая, а кукла нет)
-Почему кукла холодная? (она неживая)
Знакомство с сердцем.
У всех людей в груди есть такой орган, который помогает им оставаться всегда тёплыми. Кто знает, что это? (сердце).
-Откуда вы узнали?
-Наше сердце всё время работает. Его работу можно услышать, если приложить руку к левой части груди. Давайте послушаем своё сердце (дети прикладывают руку к груди и слушают, воспитатель помогает найти нужное место)
-А теперь послушайте сердце друг друга.
-Можно ещё лучше услышать, как бьётся сердце, если послушать его с помощью этого предмета (показывает фонендоскоп)
-Кто знает, что это? Где вы его видели?
Воспитатель предлагает 2-3 детям послушать сердце через фонендоскоп
-Как вы думаете, у куклы есть сердце? Давайте послушаем (1 ребёнок слушает)
-Услышал ли ты стук сердца? (нет)
-Вот почему кукла не может двигаться. У всех живых организмов есть сердце, оно заставляет их двигаться. Сердце нужно беречь, чтобы быть здоровым и долго жить. Нужно больше гулять, двигаться, заниматься спортом. Но всё время бегать и прыгать нельзя, нужно и отдыхать. Давайте проверим, как будет работать ваше сердце, когда вы будете двигаться. Возьмём с собой куклу.
Физкультурная пауза под музыку (танцевальные движения).
После физкультурной паузы воспитатель предлагает снова послушать работу сердца.
-Как стучит сердце? (сильнее)
-Почему? (сердцу пришлось трудиться больше, чтобы двигались ваши руки и ноги)
Дыхание.
Воспитатель приглашает детей сесть.
-Вы устали?
-По чему видно, что вы устали? (часто дышим)
-Послушайте, а кукла дышит? (нет)
-Почему она не дышит? (она неживая)
Рост.
-Как вы думаете, вы всегда будете такими или изменитесь? (вырастем)
-А кукла вырастет? (нет) Почему?
Все живые организмы растут, а неживые – нет.
-Вырастут ли шкаф, стол, стул?
-Что вам нужно делать, чтобы скорее вырасти? (хорошо есть, много спать, заниматься спортом)
-Какие живые предметы вы можете назвать?
-Что могут делать живые предметы? (показ схем и проговаривание)
-Когда вы подрастёте и пойдёте в школу, то много узнаете о живых организмах на уроках биологии, прочитаете вот в таких учебниках и книгах (показ учебника биологии, энциклопедии)
Механизмы.
-У меня есть ещё одна кукла (включает механическую куклу)
-Эта кукла живая? Но ведь она двигается.
-Кто ей помогает двигаться? (механизм, который придумал человек)
-Какие ещё предметы с механизмами вы видели и знаете? (дети называют)
-Они живые? (нет)
-Почему? (они не растут, не питаются, двигаться им помогают механизмы)
Растение – тоже живой организм.
-Скажите, что ещё есть такое, что растёт, питается, дышит, но не умеет ходить и бегать. Эти предметы есть в группе (комнатные цветы)
-Цветы, деревья, трава – это растения. Они тоже растут, дышат, питаются, но не могут двигаться. Они тоже живые (показ ростков лука и сравнение, каким он был неделю назад)
У растений нет сердца, но им помогают расти корни, которые находятся в земле, и питание растения получают из земли, когда человек их поливает и удобряет.
-Можно ли научить цветок ходить?
-Подумайте, как можно сделать так, чтобы цветок подвигался по комнате или оказался на улице (взять его в руки и выйти с ним).
-Некоторые цветы сами передвигаются, когда растут, только это не заметно (показать ползущее комнатное растение)
Д. игра «Живое – неживое»
Воспитатель предлагает детям работу в парах: разложить картинки с изображением разных предметов на соответствующие карточки – на карточку со стулом неживые, а на карточку с человечком живые.
Итог: проверить друг друга.
Работа с картиной.
Воспитатель предлагает вниманию детей картину, где есть живые и неживые предметы.
Объясняет, что когда мы спрашиваем о живых предметах, то говорим: «Кто это», а если о неживых – «Что это»
-Задайте мне и детям правильные вопросы, показывая на предмет.
Правильность постановки вопроса дети оценивают сами.
Итог занятия.
-Что нового вы узнали?
-Назовите признаки живых предметов и неживых (можно воспользоваться схемами).