Наталья Ерыпалова
«Богатыри земли русской». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условие для приобщения детей к героическому прошлому русского народа.
Программное содержание:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о героическом прошлом русского народа, о былинных богатырях, о доспехах, оружии богатырей.
Развивающие:
1. Развивать умение составлять слова из заданных букв; создать условия для развития творчества в продуктивной деятельности; обеспечить развитие мелкой моторики пальцев.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории своей страны на примере исторических событий.
Предварительная работа:
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», просмотр мультфильма «Илья Муромец».
Активизация словаря: богатырь, кольчуга, доспехи, снаряжение, меч, шлем, лук, стрелы, щит.
Материалы и оборудование:
Презентация, письмо, бумажный голубь, меч, лук и стрелы, шлем, кольчуга, камень — указатель, картинки (лошадь, утка, коза, пазлы (шлем и кольчуга, «клад» — книга-раскраска о богатырях, клей, карандаши, лист А-3 с изображением богатыря (2 экземпляра, картинки доспехов и оружия для игры «Собери богатыря в дорогу».
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассматривание, игра, моделирование, проблемный вопрос.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что нового у нас в группе появилось?
Дети: У нас в группе висит карта.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и посмотрим, что это за карта?
(дети подходят к доске, на которой вывешена карта России)
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим карту России. Посмотрите, какая она – наша Россия?
Дети: Наша Россия большая, огромная, красивая.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено на карте зеленым, коричневым и голубым цветом?
Дети: Зелёный цвет на карте обозначает равнины. Коричневый цвет показывает горы. Голубой цвет на карте обозначает водные просторы (океаны, моря, озёра, реки).
Воспитатель: Много стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина.
Ребята, что значит слово Родина?
Дети: Родина – это место, где человек родился, где живут его родные и близкие.
Воспитатель: Правильно, Родина – значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и все в ней для нас родное.
(дети садятся на стульчики, перед экраном)
Воспитатель: А, сейчас, я расскажу о том, какой была наша Родина.
Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь.
(слайд 1)
Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
(слайд 2)
Кто же такие предки?
Дети: Это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: Было много на Руси: лесов, рек, земли, разных животных и растений.
(слайд 3)
Вот и привлекали все эти богатства издавна врагов – они всегда хотели завладеть нашими богатствами, землей. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
(слайд 4)
Воспитатель: Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди. А, вы знаете, как их называли?
Дети: Таких людей называли богатырями.
Воспитатель: Правильно называли их богатырями.
(слайд 5)
Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто здесь изображен?
Дети: На картине изображены богатыри.
Воспитатель: Как зовут богатырей?
Дети: Посередине на вороном коне Илья Муромец, слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, справа на коне бурой масти Алёша Попович.
Воспитатель: Посмотрите, во что одеты богатыри
Дети: Богатыри одеты в сверкающие доспехи, шлем, шитые сапоги, кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из металлических колец.
Воспитатель: И какое у них оружие?
Дети: у Ильи Муромца в одной руке копье и щит, в другой булатная палица. Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. А на боку у него гусли. Во время отдыха играет и поет.
Звучит музыка — «Богатырская симфония»
Воспитатель обращает внимание на голубя из бумаги, к лапкам которого привязано письмо.
Воспитатель: Ребята, по-моему, что-то случилось. Вы хотите узнать, что же произошло?
Дети: Да. Нам очень интересно.
Воспитатель: это почтовый голубь, у него привязано письмо.
Рассматривают.
Воспитатель: Хотите узнать, что здесь написано?
Дети: Да, очень хотим узнать, что здесь написано.
Дети читают.
«Ой вы добры молодцы да красны девицы! Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит людей мирных. Встали мы — богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая — пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите отыскать нам пропажу, помогите одолеть недругов! А за помощь вашу отплатим добром. Все предметы соберете и тотчас вы клад найдете!»
Воспитатель: Готовы вы помочь богатырям освободить землю родную от врага?
Дети: Да, мы всегда готовы помочь.
Воспитатель: Как мы сможем помочь богатырям?
Дети: Нам нужно отыскать все пропавшие доспехи и оружие.
Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?
Дети: Нет, не испугаемся.
Воспитатель: Перед тем как отправиться в путь, нам нужно выбрать дорогу, а поможет нам в этом горюч-камень.
Читают надпись на камне.
Налево пойдешь — в плен попадешь,
Направо пойдешь — смерть найдешь,
Прямо пойдешь — силу богатырскую найдешь.
Воспитатель: По какой дороге пойдем?
Дети: Мы пойдем прямой дорогой.
Воспитатель с детьми идет по дороге
перед ними первое задание.
Воспитатель: Чтобы доспехи и оружие богатырское добыть, нужно задания выполнить. Вы готовы?
Дети: Да! Мы готовы.
Первое задание. Загадки.
Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.
Дети: Кольчуга
Воспитатель: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.
Дети: Шлем.
Воспитатель: отгадали правильно, нужно выполнить задание «Собери картинку». Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на две группы.
(Одна группа собирает пазлы — кольчуга, другая — шлем).
Воспитатель отдает кольчугу и шлем.
Второе задание. Отгадай слово.
Воспитатель: Живут здесь зверюшки скажите, какой звук первый в названиях, по этим буквам узнаете, что вам еще приготовили.
(Выставляет картинки: лошадь, утка, коза).
Дети выставляют буквы и составляют слово ЛУК.
Воспитатель отдает лук и стрелы.
Воспитатель: Вот мы еще добыли оружия для богатырей. Справились с заданием, и отправляемся дальше в путь.
Здесь преграда, здесь Кощей
Пугает взрослых и детей.
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков:
Он силён, он здоров,
(показываю силача)
Он из лука стрелял,
(показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал,
(выполняют замах и бросок)
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
(подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастём, мы и, смотри,
(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
(руки на пояс)
Воспитатель: Что же делать? Как же быть? Как нам щит сейчас добыть?
Задание третье. Закончи пословицу.
Воспитатель: Чтобы щит вам получить, богатырские пословицы нужно вспомнить.
Тот герой, кто за Родину… горой.
Кто смел, тот на коня …сел.
Сам погибай, а товарища …выручай.
Жить — Родине …служить.
Если дружба велика, будет Родина …крепка.
За правое дело … стой смело
Один за всех и все … за одного.
Воспитатель отдает щит.
Воспитатель: Ребята все ли мы нашли? Какое оружие нам еще нужно найти?
Дети: Надо найти меч
Воспитатель: Ребята, у богатырей был не просто меч, а меч-кладенец и хранился он под горой или под камнем, как вы думаете, где нам искать меч?
(Дети ищут меч под камнем).
Воспитатель: Ребята, вы нашли доспехи и оружие, давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический.
Прежде чем мы приступим к работе давайте разомнем свои пальчики
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5
(пальчики «здороваются»).
Русь идём мы защищать
(указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).
Нам поможет щит и меч
(ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь
(сцепить пальцы в один кулак).
Игра «Собери богатыря в дорогу».
Воспитатель: Для выполнения задания вам нужно разделитесь на две группы. А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю.
Каждая группа подходит к столам, выбирают картинки с изображением оружия, доспехов и наклеивают на лист А-3 с изображением богатыря.
После выполнения задания презентуют свои выполненные работы.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Дети: Мы сегодня узнали о том, какой была наша Родина более тысячи лет назад.
Воспитатель: Кому вы сегодня помогали?
Дети: Мы сегодня помогали богатырям отыскать доспехи и оружие.
Воспитатель: Что вам понравилось?
Дети: Мы сегодня помогали богатырям пройти испытания.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы выполнили все правильно и, главное, дружно.
Теперь послушайте наказ богатырей: «Защищайте слабых, бедных, стариков. Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любите свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину».
Воспитатель: Вот и обещанный клад — Раскраска (Богатыри).
Вручает раскраски.