Натьлья Комарова
Конспект занятия по математике «Путешествие колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие предназначено для воспитателей старших групп.
Цель: Познакомить с количественным составом числа 4 из единиц и из двух меньших чисел.
Задачи: расширять знания об окружающем, учить составлять множество из четырех единиц и выделять его элементы;
совершенствовать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление воспитанников;
продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
тренировать внимание;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать любознательность.
Публикация «Конспект занятия по математике „Путешествие колобка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Материалы к занятию :
Карта – план лесной деревни, фигурки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, наборное полотно, карточки с цифрами, счетные палочки, Д/и „Четвёртый лишний, мяч, карточки с предметами до 9.
Ход занятия :
1. Коммуникативная игра.
Стоим на ковре в кругу
У друга тёплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко,
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Ни ссорится, ни драться нам не надо.
2. Постановка цели:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в лесную деревню. Мы будем решать задачи, отгадывать загадки, вспомним геометрические фигуры и многое другое. Я, думаю, вы справитесь со всеми заданиями.
3. Математическая разминка (с мячом)
- назвать числа от 1 до 10;
- назвать числа от 10 до 1
- счет с продолжением: от 4, от 7, от 3
- какое число больше 4 или 5, 8 или 6, 3 или 3
- какое число меньше 7 или 5, 9 или 6, 8 или 8
- назовите число, следующее за числом 4, 8;
- назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
- мальчики считают от 1 до 10, девочки от 10 до 1;
- назовите соседей числа 5, 9.
- назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
Грач, ласточка, соловей - птицы;
Щука, акула, окунь - рыбы;
Малина, клубника, смородина - ягоды;
Пианино, скрипка, барабан – муз. инструменты;
Роза, лилия, одуванчик - цветы;
Собака, кошка, корова - дом животные;
Пила, молоток, отвертка - инструменты;
Шкаф, стул, кровать-мебель;
Тарелка, ложка, кастрюля – посуда;
Кукла, машина, мяч – игрушки.
4. - Ну, а теперь слушайте сказку
- Жили-были Лиса и Колобок. Надоело им ссориться, и решили они жить дружно. Пригласила Лиса Колобка в гости. А жила она далеко-далеко, сразу и не найдешь. Прислала она Колобку письмо с фотографией своей лесной деревни. Да, вот беда, не может Колобок понять, в каком же домике живет лиса. Номер своего дома она ему не написала.
Восп: - На фотографии мы видим несколько домов и каждый обозначен цифрой. А в каком домике живёт Лиса, никто не знает.
Поможем колобку, ребята?
Давайте начнем с домика под цифрой 1? Иди, Олеся, покажи этот домик. А чтобы узнать, кто там живет, надо отгадать загадку.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.
Ответ: Зайка.
(ребенок открывает дверцу, а там заяц)
Заяц: - Здравствуй, Колобок, я тебя съем.
Колобок : - Не ешь меня, лучше отпусти. Я в гости спешу.
Заяц: - Хорошо. Но выполни задание вместе с ребятами.
Дети подходят к столам, выполняют задание
Столы возле кроватей стоят квадратом
- Выложите столько фишек, сколько обозначает это число (4)
- Какую цифру я показала?
- Сколько фишек вы положили?
- Уберите столько фишек, чтобы осталось 2 фишки,
- Сколько фишек вы убрали?
- Добавьте столько фишек, чтобы стало 3 фишки.
- Сколько фишек вы добавили?
Заяц: - Молодцы, ребята, помогли Колобку. Не буду его трогать.
(пока решаем задачки, помощник поменяет наглядность на столах возле кроватей)
Восп: – Давайте посмотрим, кто живет в домике под цифрой 2?
Ребенок у доски показывает дорогу.
- Чтобы узнать, кто там живет, надо отгадать загадку.
1. На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк)
(ребенок открывает дверцу и берет волка)
Волк: - Колобок, я тебя съем. Но могу и отпустить, если поможешь.
Колобок : - Я и ребята готовы помочь тебе, Серый Волк.
Восп: - Давайте, ребята решим веселые задачки, поможем волку, чтобы он не съел колобка.
Задание. Весёлые задачки.
Дети используют счётные палочки. На доске воспитатель делает записи, раскрывающие состав числа 4.
Повалился в снег Алеша,
А потом — Сережа,
А потом—Маринка,
А за ней — Иринка»
— Сколько на снегу детей? (4)
1+1+1+1
У Ванюшки три ватрушки
И один большой батон.
Сколько же мучных изделий
Собирается съесть он? (З+1)
А моей сестре Валюшке
Снова дарят все игрушки.
У нее их было две.
Да еще две дали.
Сколько было их всего,
Вы б, друзья, узнали? (2+2)
День рожденья у меня,
Подарили мне коня,
Два мяча, одну вертушку.
Сколько у меня игрушек? (4)
(1+2+1=4)
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Две матрешки, Буратино
И веселый Чиполино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки.
2+1+1
Волк: - Молодцы, ребята, помогли мне решить задачи, не буду я есть колобка.
Физминутка
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем,
На счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам,
На 4 — к небесам
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем —
Добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья,
Вместе дружная 7-я.
Восп: - Пойдем к 3-ему домику. Покажите дорогу к нему.
(Ребёнок показывает путь.)
Восп: - А кто живет в домике, узнаем, если отгадаем загадку.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
(Ребенок открывает дверцу и берет медведя)
Медведь: - Здравствуй, Колобок, я тебя съем.
Колобок : - Не ешь меня, лучше отпусти. Я в гости спешу.
Медведь: - Хорошо, отпущу, если поможете мне задачку решить.
Задание по карточкам:
Восп: - Рассмотрите картинки, посчитайте, сколько предметов на ней и поставьте нужную цифру.
(дети выполняют задание)
Восп: - Расскажите, почему вы поставили именно такую цифру?
Медведь: - Молодцы, ребята, не буду колобка я есть.
Восп: - Ни в одном из домов, где мы побывали, не живёт Лиса. Остался ещё один домик. Давайте посмотрим, кто там живет.
(Ребёнок показывает путь.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Лиса: - Здравствуй, наконец-то ты пришёл ко мне! Я пригласила тебя в гости, чтобы вкусно пообедать тобой.
Колобок : - Мы же договорились с тобой дружить. Я и ребят к тебе в гости привёл. Умные, весёлые и дружные. Они помогали мне.
Лиса: - Умные, говоришь. Сейчас проверим. Помогите мне отгадать, что же здесь лишнее. Я сама никак не могу понять. Если все правильно сделаете, оставлю я вашего колобка в целости и сохранности.
Д/и «Четвёртый лишний» Карточки.
На столе карточки «четвертый лишний». Дети определяют, что лишнее и почему.
Лиса: - И правда умные, разумные. Так уж и быть, не буду я тебя есть. Давай с тобой дружить, больше обманывать тебя я не буду.
Восп: Вот и конец нашему лесному путешествию. А по какой сказке мы с вами путешествовали?
Итог:
-Какое число встречалось нам сегодня чаще всего? Как получить число 4? В домике, с какой цифрой живёт Лиса? Молодцы! Похлопаем друг другу. Скажем всем спасибо.