Лилия Булатова
Конспект занятия по ФЭМП «Полёт в космос» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
• Совершенствовать навыки счёта в пределах 10; учить понимать отношения радом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы, и середину листа.
• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
• Активизировать словарь воспитанников по теме «Космос».
• Развивать диалогическую речь в рамках темы занятия.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Полёт в космос“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Картинки: с изображением космического пространства, космического корабля, планеты Земля; мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей, силуэтное изображение ракеты (составленное из геометрических фигур).
Раздаточный материал.
Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей, наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги, карточки с изображением предметов, содержащих в себе геометрические фигуры (по 2 на каждого ребёнка, призы.
Оборудование: аудиозапись.
Ход занятия.
Игровая образовательная ситуация «Полёт в космос».
- Дорогие ребята, я знаю, что вы все любите узнавать новое, поэтому я предлагаю вам совершить путешествие. Вы согласны? (Подтверждение детей) Это будет увлекательное путешествие в мир космоса. Подойдите, пожалуйста, сюда. Представьте себе, что здесь установлен телескоп, посмотрите в него. Что вы видите? (Ответы детей) Да, конечно. Вы видите множество звёзд и планет. Вот в это манящее звёздное пространство я и предлагаю посетить. Начинаем подготовку к полёту. Каждый из вас получит эмблему с изображением геометрической фигуры. Это карточка путешественника, и, она же, билет в космолёт. (Воспитатель прикрепляет каждому ребёнку эмблемы на одежду, при закреплении ребёнок называет геометрическую фигуру, изображённую на карточке-эмблеме.) Вот так, отлично.
I часть. Тренировка «космонавтов» перед полётом.
- Но прежде, чем мы пройдём в космолёт, нам необходимо немножко потренироваться. Скажите, пожалуйста, мне каким должен быть космонавт? (Ответы детей) Конечно, он должен быть умным и грамотным, должен уметь хорошо считать. А для этого должен отлично знать счёт. Пройдём на тренировочную площадку, вспомним счёт до 10. (Все проходят на ковёр) Встанем в круг и поиграем в игру «Считай дальше». Напоминаю правила игры. Я бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, называет следующее число и передаёт мяч по часовой стрелке. Считаем до 10. Кто называет число 10, бросает мне мяч обратно. Понятно? (Получив подтверждение детей, воспитатель проводит игру несколько раз) Молодцы! Хорошо считаете.
Ещё одна маленькая тренировка. Перейдём на другую тренировочную площадку. (Все перемещаются к доске)
Сейчас мы посмотрим, как вы хорошо пользуетесь связью и знаете соседей числа.
Игра «Найди соседей»
- Я называю число, даю космонавту телефон. Это наша связь с центром управления полётом. Нам оттуда будут сообщать курс нашего полёта. Так вот в телефон надо назвать соседей числа (на один больше и на один меньше).
Воспитатель даёт задание каждому ребёнку.
- Вот и замечательно, все готовы к полёту. Прошу занять места в космолёте. Вспомните, рисунок на эмблеме – это номер вашего места.
Дети занимают место в ракете в соответствии со своими эмблемами. (В группе детские стульчики размешены в виде ракеты) Воспитатель говорит в телефон, обращаясь к центру управления полётом.
- К полёту готовы! (Задание из центра управления полётом.) Ребята, из центра управления полётом поступило важное задание: нам надо посетить две планеты и помочь жителям космического пространства. Сможем это сделать? (Ответы детей) Точное задание мы получим, когда прилетим на место. В путь?
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полёт.
II часть. Игровое задание «Сконструируем ракету»
-Полёт проходит нормально. (в телефон) О, ребята, впереди какая- то планета, это с неё к нам идёт сигнал о помощи. Мы опускаемся. Мы не знаем, есть ли на планете воздух. Предлагаю надеть скафандр. Идём оказывать помощь инопланетным жителям. Мне сообщили, что, жители этой планеты не могут построить ракету, что бы прилететь к нам на Землю. Надо помочь построить ракету. Подойдите к математическим наборам. (Дети имитируют надевание скафандра и проходят к столам).
Все заняли позицию? Замечательно. Слушаем задание. Я показываю изображение летательного аппарата. Вы запоминаете и сооружаете у себя такой же. Понятно? (попросить одного ребёнка повторить задание)
Воспитатель показывает детям силуэтное изображение ракеты.
- Приступаем.
Дети работают со своими математическими наборами. Воспитатель, молча,наблюдает.
- Закончили строительство? Посмотрите на моё изображение. У всех ли так получилось? А то инопланетяне не смогут добраться до Земли! У всех так? Молодцы! Складываем на место и в путь! Нашу помощь ждут на другой планете.
Дети возвращаются на свои места в космическом корабле и под музыкальное сопровождение продолжают полёт.
III часть. Игра «Командир космического корабля».
- Полёт проходит нормально. Все чувствуют себя хорошо. (Воспитатель сообщает в телефон в центр управления)
- Да, космолёт слушает. Надо прилуниться? Нужна помощь жителям Луны. Идём на посадку. Ребята, лунатикам нужна ваша помощь. Надо научить их управлять ракетой. Сможете? (Ответы детей) Хорошо, я знаю, что вы очень добрые и умные дети. Выходим и прилуняемся на ковёр. Каждый садится у пульта управления. (Дети располагаются на ковре, где лежат листы бумаги (пульты) и круги (рычаги ручного управления). Покажем, как надо управлять ракетой. Лист бумаги – это пульт управления, круг – это рычаг управления. Я – центр управления полётом, я даю вам команды. Внимание! Рычаг ставим в середину.
Воспитатель даё т команды:
впереди метеорит, его надо облететь – пульт переводим в верхний левый угол;
пересекаем созвездие Большой Медведицы – пульт переводим в нижний правый угол;
направляемся к искусственному спутнику Земли – пульт управления переводим в нижний правый угол;
движемся в сторону планеты Сатурн - переводим пульт управления в верхний правый угол;
переходим на автоматическое управление, возвращаем пуль управления на середину.
- Отлично, вы с заданием справились. Теперь жители Луны непременно прилетят к нам. А мы возвращаемся в свой летательный аппарат.
По окончании игры дети занимают место в ракете в соответствии со своими эмблемами. Под музыкальное сопровождение полёт продолжается.
IV часть. Игровое упражнение «Найди свой сувенир»
- Да, понятно. Центр управления полётом приказывает нам возвращаться на Землю. Там нас ждут сюрпризы. Приземлились!
Дети возвращаются на Землю. На столах, подоконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы.
- Я предлагаю найти каждому свой «сувенир». Форма «сувенира» соответствует форме эмблемы. Каждый должен найти по два «сувенира». И объяснять свой выбор. (Воспитатель хвалит детей за правильное выполнение задачи, за отличное путешествие и предлагает обменять найденные «сувениры» на призы) Большое спасибо за участие в путешествии!
Итог. - Друзья мои, напомните мне и всем гостям: что мы сейчас делали?
Да, путешествовали в космолёте. А какие задания нам пришлось выполнить во время путешествия? ( Предполагаемые ответы: строить ракету, управлять кораблём, искать «сувениры», считать и т. п.) Очень хорошо путешествовали, молодцы, а теперь отдыхаем.