Галина Шеина
Конспект занятия по формированию пространственных и временных отношений у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжать формировать у детей временные представления о после-довательности времен года, дней недели; понятий завтра, после завтра, вчера, сегодня.
Упражнять детей в порядковом счете дней недели.
Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные:
Воспитывать у детей отзывчивость, желание помогать другим.
Развивающие:
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прила-гательными и глаголами по данной теме.
Развивать внимание, память, мышление.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия по формированию пространственных и временных отношений у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Демонстрационный – картина «Что перепутал художник?», макет дней недели, схема – план.
Раздаточный –лист бумаги и цветные карандаши (на каждого ребенка, цветные круги для построения моделей (обозначающие времена года).
Ход занятия:
Дефектолог: - Ребята, вы не слышите? Кажется у нас кто-то шуршит за дверью, стучит… Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите только, у нас гости! Кто это, ребята? Правильно лиса!
Здравствуй, лиса! С чем к нам пожаловала?
Лиса: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла. Красиво в лесу. Все вокруг к Новому году готовятся. Решила я стать художником, чтобы красоту эту всем показать. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб всем веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!
Игра «Что перепутала лиса?»
Дефектолог: Давайте посмотрим, дети! Ой, лиса, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так. А вы дети заметили? Что перепутала лиса? (Ответы детей)
Эх, ты, лисонька-лиса! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, грибов, бабочек, заяц шубку серую на белую меняет, а мед-ведь да ёж и вовсе в берлоге спят! Все ты, лиса, перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму. Садитесь за столы, и ты, лиса, тоже садись с нами, слушай и запоминай!
-Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц идет? (декабрь)
-А к какому времени года относится этот месяц? (К зиме)
-Ребята, а я знаю загадки про времена года
Отгадайте их:
Белый снег одел поля,
Стала белою земля.
В поле вьюга завывает.
Когда всё это бывает?
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
По полям ручьи звенят,
Птиц на родину манят.
Снег на горке быстро тает.
Когда это бывает?
Солнце в небе высоко,
Греет жарко.
Одеваемся легко
Для прогулке в парке.
В травке бабочки порхают.
Это всё когда бывает?
Солнце низко, греет мало,
В травке бабочек не стало.
Сбросил клён свои одежки
На дорожку, нам под ножки.
Птичьи стаи улетают.
Когда всё это бывает?
Зима, весна, лето и осень – это всё что? (времена года).
-На столах у вас лежат круги, с помощью которых вы можете построить модель года. Положите их перед собою в ряд, начиная слева на-право, чтобы у вас получился год.
-Почему надо строить год с белого кружка? (Потому что он обозначает зиму, а новый год начинается зимой) А какое время года придет за зимой? (Весна). Каким цветом обозначена весна? И так далее.
-Вы все правильно разложили круги, а теперь ответьте на вопрос : может ли сразу после осени наступить весна? (Нет).
-Почему? (Потому, что времена года ходят друг за другом и не обго-няют друг друга)
-Что-то мы засиделись, пора нам поиграть. Лисонька, иди с нами!
Физкультминутка.
Танцевальные упражнения под песенку.
На ёлке нашей шишки, гирлянда и звезда,
Мы прыгаем у ёлки да-да-да.
Нам Дед Мороз игрушки подарит как всегда
И вкусные конфетки да-да-да.
На ёлке нашей шишки, гирлянда и звезда,
Мы прыгаем у ёлки да-да-да.
-Дефектолог: Делу время – потехе час!
Мы не зря сейчас танцевали под новогоднюю песню, ведь через не-сколько дней у нас Новогодний праздник. Давайте посмотрим на нашем календаре, в какой день недели он будет.
-Посмотрите, а на календаре дни недели выпали из кармашков и пе-репутались. Расставим их на свои места.
Игра «Разноцветная неделька».
Дети берут карточки, обозначающие дни недели, вставляют их в кармашки, на которых столько кружков, какой по счёту день недели, называя дни.
-Дефектолог просит ответить на вопросы :
-Вчера был первый день недели. Как он называется?
-А какой сегодня день недели?
-Новогодний праздник у нас будет послезавтра. Какой это будет день недели?
Лиса: Вот какие молодцы, ребята! Но пора мне в лес возвращаться. Побегу да расскажу всем жителям леса, чему у вас научилась. А те-перь вы ко мне в гости приходите.
Дефектолог: Как же мы придем, мы ведь дороги не знаем!
Лиса: Так у меня план есть, только он мне и самой нужен, поэтому перерисуйте его для себя (рассматривается план). Зайдёте в лес, пойдете прямо к реке, свернёте направо, дойдете до болота, свернёте возле пенька, увидите домик лесника, идите к нему. А там до моей норы – рукой подать!
Дефектолог: Ребята, внимательно посмотрите на план лисы, запомните его (план убирается, а теперь нарисуйте на своих листочках этот план (дети по памяти рисуют).
Когда дети нарисуют, выставляется план лисы и они сравнивают свой план с планом лисы, отвечают на вопросы :
• Что находится в левом нижнем углу?
• Что находится в правом верхнем углу?
• Где находится пень?
• Где находится болото?
• Где находится нора лисы?
Лиса: Молодцы, ребята, теперь вы точно найдёте мою нору.
Итог занятия.
В заключении лиса прощается, дети провожают ее.