Корнеева Ольга
Конспект занятия НОД в средней группе «День путешественника»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная:
закреплять знания детей о строении транспорта, правилах дорожного движения, назначении светофора и пешеходных переходов, их схематическое обозначение, истории развития транспортных средств,
Развивающая:
закреплять умение складывать целую картинку из составных частей, Воспитательная:
воспитывать уважение к старшему, желание уступать место пожилому человеку.
Публикация «Конспект занятия НОД в средней группе „День путешественника“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Материал: макет улицы, плакаты с изображением одноэтажных и многоэтажных домов, силуэт автобуса, стулья, руль, колеса из картона круглой формы (квадратные, треугольные, разрезные картинки различных транспортных средств, машины разных цветов, аудиозаписи, обручи.
Ход:
Здравствуйте, ребята.
Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. Как мы сейчас называемся? (пешеходы).
- Ребята, пожалуйста, скажите, как называется деревня, в котором мы живем?
На какой улице располагается детский сад? (На улице Звездная).
- Вокруг детского сада расположено много домов, в которых живут люди, это мы с вами. В деревне много улиц, по которым движется транспорт. Обратите внимание - на улице много машин.
- Какие они? (Ответы детей.) Легковые, грузовые, автобусы. Машины бывают легковые и грузовые. Для чего необходимы легковые автомобили? Они необходимы для перевозки людей. Для чего необходимы грузовые автомобили? Для перевозки грузов. Спец. машины? Для помощи людям в чрезвычайных ситуациях.
- Ребята, вы хотите прокатиться по улицам? Но на чем же мы поедем? Как вы думаете? (Ответы детей.)
- На автобусе, потому что нас много и в легковом автомобиле мы не разместимся, не хватит мест.
- Давайте пойдем построим автобус.
- Но сначала вспомним, из каких частей состоит автобус. (Ответы детей.) У автобуса есть сиденья, колеса, фары, руль, окна.
Рассматривают автобус
Скажите, как называется место, где ремонтируют машины? Автомастерская. Дети ремонтируют автобус, находят колеса (2 колеса — круглые, но разного размера (одно большое, другое маленькое, а остальные - треугольной и квадратной формы).
Проблемная ситуация
- Ребята, почему вы не берете вот это колесо (квадратное? Оно такое ровное и красивое. Вы говорите, таких колес не бывает? Ну, тогда возьмем вот это (треугольное). Правильно, наш автобус на таких колесах не поедет. А почему? А потому, что у них есть углы. Вот колесо круглое (маленькое). Давайте его поставим. Что случилось? Наш автобус наклонился. С таким колесом мы тоже не можем ехать. Давайте поищем колесо, которое нам нужно.
Дети берут колеса круглой формы и одинаковой величины.
- Наконец, наш автобус готов. Но кто же поведет автобус? Нам нужно выбрать водителя.
- Сейчас я загадаю загадку о транспорте, кто первым отгадает ее - тот и будет водителем.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (автобус)
- Водителем будет Кирилл. Что нужно водителю для того, чтобы управлять автобусом? (Ответы детей.)
Водитель выбирает необходимые атрибуты – руль.
Кем будут остальным ребятам? (Пассажирами.)
Скажите ребята сразу нужно заходить в автобус? Нет, надо подождать, пока выйдут люди.
Как мы стали называться, как только вошли в автобус? Как обращается водитель к тем, кто едет в автобусе? «Граждане, пассажиры». Скажите ребята, а если в автобус вошла бабушка, или дедушка, что нужно сделать? (Нужно уступить место пожилому человеку).
- Занимайте свои места.
- Ребята, прежде чем отправиться в путешествие на автобусе, необходимо вспомнить о правилах поведения в общественном транспорте.
- Послушайте историю, как один мальчик ехал в автобусе:
Как-то утром мальчик Коля
Влез в автобус пятый номер.
Пассажирам по дороге
Мусор накидал под ноги,
Уронил еду, растяпа,
Всех в автобусе заляпав.
Руки по локоть в варенье
Тут же вытер о сиденье.
На него же, вот наглец,
С грязной обувью залез.
Из кармана ручку взял-
Спинку всю разрисовал.
Написал: «Тут был Коля».
Ну и мальчик! Хулиган!
- Понравилось вам поведение Коли? Почему? (Бросал мусор, испачкал сиденья, разрисовал спинку у сиденья.)
- Подумайте и расскажите, как нужно вести себя в автобусе? (Нельзя бегать по салону, а нужно спокойно проходить на места для сидения пассажиров; не отвлекать водителя разговорами, иначе водитель может не справиться с управлением машиной и тогда может случиться авария; не забираться в обуви на сиденье, не сорить.)
- Итак, вы готовы? Поехали! Наше путешествие начинается!
- Водитель будет управлять автобусом, а чтобы было веселее путешествовать - споем песню. Подпевайте мне, ребята, и выполняйте за мной движения.
Дети исполняют песню Е. Железновой «Автобус»
и выполняют движения за педагогом
1. Мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
Из окошечка глядим,
Все глядим. Руки сложены «козырьком», выглядывают из окна.
2. Глядим назад, глядим вперед, Повороты головы назад
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везет,
Не везет. Разводят руками, пожимают плечами
3. Колеса закружились, Чертят пальчиком в воздухе круг
Вот так вот, вот так вот,
Вперед мы покатились, Крутят руки перед собой
Вот гак вот.
4. А щетки по стеклу шуршат,
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик, Имитируют работу
Все капельки смести хотят, дворников
Вжик-вжик-вжик.
5. И мы не просто так сидим, «Сигналят» большим пальцем руки
Бим-бим-бим, бим-бим-бим.
Мы громко, громко все гудим,
Бим-бим-бим.
Звук резких тормозов.
- Что случилось? Что стряслось? (Дети высказывают предположения об остановке автобуса.)
- Автобус сломался! Что же делать? (Ответы детей.)
- Нужно автобус отремонтировать. Кто налаживает машины? (мастер-автослесарь).
- Нужно позвонить в мастерскую. Я знаю одного хорошего мастера. Он нам поможет. Где-то у меня был его номер
Воспитатель звонит по мобильному телефону в мастерскую и беседует с автослесарем и сообщает о поломке автобуса, просит помощи, дети слушают, помогают советами.
Звучит песня «Автомобили» группы «Веселые ребята»,
на машине въезжает мастер Шпунтик.
Шпунтик здоровается с каждым ребенком за руку.
Шпунтик:
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я веселый мастер Шпунтик из мультфильма про Незнайку. Что у вас случилось? (Ответы детей.) Автобус сломался? Я вам помогу. Я умею ремонтировать разные машины. Но знаете ли вы, как появился автомобиль?
Демонстрирует картинки об истории появления транспорта.
Я вижу, вы любите путешествовать и кататься на машинах. Представьте себе, что мы с вами сидим в машине, а она — необыкновенная и называется машиной времени. Закройте глаза. Сейчас машина времени перенесет нас из настоящего в прошлое, когда человек еще не придумал автомобиль.
- С помощью чего передвигался человек в прошлом? Ответы детей: - Пешком или на лошади.
- Правильно. Человек использовал для передвижения животных. Каких? Ответы детей: - Лошадей, ослов, верблюдов, коров, волов.
А чтобы перевозить грузы, человек придумал телегу. Сбил из досок деревянный ящик, приладил колеса, впряг в телегу лошадь или вола и стал перевозить груз. Но на телеге было холодно, снег засыпал человека, дождь мочил его одежду. Человек решил сделать над телегой крышу из плотной ткани или шкуры животного. Получилась хорошая повозка для перевозки груза.
Но вот в гости, в театр, на бал в такой повозке не поедешь, уж очень она тяжелая и грубая. Стал человек думать, что бы изобрести легкое, быстрое. -Что придумал человек? Ответы детей: - Карету.
- Карета была легче и изящнее телеги и повозки. Несмотря на то, что карета была легче телеги и повозки, лошади быстро уставали. Человеку приходилось долго ждать, пока они отдохнут, лошадей нужно было кормить и поить в дороге. А человек всегда торопился. «А что если мой конь будет железным? — подумал человек. — Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи». И придумал человек такого коня из металла, и назвал его автомобилем с мотор и стал использовать бензин.
Первые машины были чем-то похожи на кареты. Высокие кабины, мощные колеса. Но проходило время, и художники-конструкторы моделировали новые машины и давали им разные названия: «Победа», «Волга».
- А вы знаете названия машин? Ответы детей: - «Москвич», «Нива», «Запорожец», «Жигули».
- В настоящее время люди придумывают новые модели автомобилей. Посмотрите, какие красивые.
На легковой машине грузы не перевезешь, на телеге тоже все не увезешь. И человек придумал машину для перевозки грузов на большие расстояния. Как называется такая машина? Ответы детей: - Это грузовая машина.
- Расскажите о ней. Ответы детей: - Она состояла из кабины, где сидел шофер, кузова, в который складывали грузы, у нее большие колеса, фары для освещения дороги.
- Проходило время, и грузовые машины менялись, становились более мощными. Человек давал им имена. Какие? Ответы детей: - «Урал», МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ.
Ой, ребята я все картинки рассыпал и они перепутались, помогите расставить их по порядку.
Дети составляют линию развития автомобиля, составляют цепочку. Какой вид транспорта был первый? Детям раздаются картинки из истории развития транспорта, дети строятся по порядку. Остальные дети проверяют выполнение задания.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Сейчас люди придумали много современных машин. Я вам покажу свою коллекцию автомобилей. Вот они у меня лежат в конвертах.
Демонстрирует конверты, в которых хранится коллекция.
- Ребята, возьмите один конверт на двоих и сложите автомобили из частей, которые находятся в конверте. Располагайтесь на ковре и складывайте машины, не перепутывая детали.
В ходе игры звучит фонограмма песни А. Пугачевой «Папа купил автомобиль».
Шпунтик рассматривает работы детей и задает вопросы:
- Назовите, какие машины вы сложили? Что ты собрал? Как называется этот транспорт? (грузовая машина, легковой автомобиль, автобус, трактор, маршрутка, скорая помощь.)
- Красивые получились автомобили! Полюбуемся! Молодцы, ребята!
- А сейчас самое время приступить к ремонту автобуса. Вы будете мне помогать? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей.) Правильно - инструменты.
По технике безопасности нужно надеть перчатки. Они мне нужны для того, чтобы не поранить руки и не испачкаться. Обратите внимание на то, что перчатки специальные - рабочие, с резиновыми шишечками на ладони. Надеть их нужно правильно.
- Как вы думаете, для чего это сделано? (Ответы детей.) Это нужно для того, чтобы инструменты не выскальзывали из рук.
- Теперь я буду показывать вам инструменты, а вы будете говорить их названия, договорились?
Шпунтик из специального чемодана показывает детям инструменты и уточняет у детей их название и назначение (гаечный ключ, разводной ключ, отвертка, плоскогубцы, молоток). (закручивают ключом гайки, стучат молоточками, светят фонариком под машиной, пылесосят сиденья в салоне, протирают фары).
- Водитель, заводи мотор! Ну как, заводится?
Слышится звук мотора.
- Значит, все в порядке!
- Только одно дело мы еще забыли сделать — подкачать колеса!
Игровое упражнение «Насос» Дети делают вдох через нос, затем выдох через рот с наклоном вперед, произнося звук «ш» на выдохе, имитируя руками насос.
- Вот теперь все в порядке!
Воспитатель.
- Спасибо тебе, Шпунтик. Ты нам очень помог. До свидания! Когда нам понадобится твоя помощь, мы обязательно к тебе обратимся.
Шпунтик прощается с ребятами, жмет всем руку, садится в машину и уезжает.
- Теперь наш автобус как новенький, и мы можем продолжить свое путешествие
- Дети, садитесь в автобус, едем дальше.
Слышны звуки улицы.
Большой у нас город. Много одноэтажных и многоэтажных домов, школы, детские сады, магазины. Ребята, скажите, какой ваш любимый магазин? (Ответы детей.) Мне тоже нравится магазин «Магнит». Еще его называют супермаркет, потому что в нем очень много разных полезных для людей продуктов и предметов, которые можно приобрести.
- Ребята, скажите, есть ли у нас в городе магазин, в котором продают настоящие автомобили разных цветов и марок. Такой магазин называется автосалон. Давайте мы сейчас зайдем в автосалон.
- Необходимо обратиться к водителю с просьбой сделать остановку у автосалона (ответы детей).
- -Юля, попроси водителя остановится около автосалона.
Давайте вспомним о правилах поведения при переходе улицы?
Как вы думаете, можно ли где попало переходить улицу? Нет, только там, где это разрешено.
А как узнать это место? (по полоскам).
Зачем нужны полоски – «зебра»? Чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел издалека: здесь может появится пешеход.
Как называется дорожный знак около «зебры». (Пешеходный переход).
Переходим дорогу осторожно, по сигналу светофора, но необходимо еще посмотреть сначала налево, потом направо.)
Воспитатель вместе с детьми переходит дорогу по пешеходному переходу по сигналу светофора, входит в автосалон, вежливо здоровается с продавцами.
- Как много здесь машин! Какие они все красивые! Купите себе такую машину, какая вам понравится.
- Ребята посмотрите внимательно в салоне висят плакаты с дорожными знаками, назовите их. (Ответы детей)
Игровой диалог «Покупка машины».
Воспитатель уточняет у детей, какого цвета автомобиль они приобрели.
- Для каждой машины нужен гараж. Я предлагаю поставить ваши машины в гараж.
Музыкальная игра «У каждой машины свой гараж»
Воспитатель сообщает о правилах игры.
- Когда будет звучать музыка вы будете весело ехать по дороге (осторожно, нельзя допустить аварии на дороге, когда музыка закончится - каждая машина отправляется в свой гараж. Будьте внимательны, гараж должен соответствовать цвету машины!
Затем дети меняются автомобилями и игра повторяется несколько раз по желанию детей.
- Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
- Садитесь в автобус, и мы с вами вернемся в наш детский сад. Пока мы с вами едем в детский сад скажите:
- Понравилось вам путешествие? Чем оно вам понравилось? Какое задание у вас получилось?
- Что вам больше всего понравилось в этом путешествии?
- Что вам было интересно?
- Что у вас вызвало трудности? Какое задание?
- Где вы сегодня были?