Любовь Вячеславовна Богданова
Конспект НОД для детей старшей группы «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
С
ПРАЗДНИКОМ «МАСЛЕНИЦА»
Программное содержание:
-знакомить детей с русским фольклором, прививать любовь к народному творчеству.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
-развивать выразительность речи, память, воображение, фантазию. -побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. -воспитывать доброжелательные, партнерские отношения, -повышать двигательную активность в подвижных играх, хороводах, -развивать ловкость, выдержку, быстроту реакции, -создать условия для эмоциональной сферы, -уметь расслабляться и контролировать дыхание.
Материал:
Костюмы для детей (сарафаны, рубахи, кукла «Петрушка», чучело Масленицы, Грамзапись А. Вивальди из цикла времена года (Весна).
Ход занятия:
Звучит музыка А. Вивальди из цикла времена года (Весна)
Воспитатель встречает детей одетых, в русские народные костюмы.
-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились, Вкруг себя оборотились.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они одеты, уточняет названия костюмов.
После чего воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Из - за ширмы показывается кукла «Петрушка».
Петрушка: «Как у наших ворот Собирается народ! Мы сегодня зиму провожаем! Весну красную встречаем! Коляда, коляда, Здравствуй, Масленица!»
Воспитатель:
- «Петрушка, а что такое Масленица?» Петрушка:
«С давних времен Масленица- самый веселый праздник. Отмечают его в конце зимы. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Праздновали ее так: собирались дети со всей округи, строили снежные горы и крепости, катались на санях, устраивали карусели и аттракционы.
Празднуют Масленицу целую неделю. Каждый день недели имеет свое название.
Начинается Масленица в понедельник и называется - «Встреча».
Воспитатель:
-«Петрушка, наши дети выучили песни, которые распевали на Руси, когда встречали Масленицу».
(Дети читают стихи песен)
«Здравствуй, Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи.»
«Приезжай к нам в гости, Масленица,
На широкий двор - на горах покататься,
В блинах поваляться, Сердцам потешаться!»
«Масленица, Масленица, Блином попеканщица! Пришла раненько, Встретили тебя хорошенько, Сыром, маслом и блином, И румяным пирогом!»
Дальше петрушка продолжает свой рассказ.
«Второй день - вторник - звался «Заигрыш». С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые.
Проводится игра.
«Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог» :
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.
Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами.
Блины считаются одним из самых любимых русских блюд. История их создания покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Некоторые русские историки считают, что дрожжевые блины появились на Руси в 1005-1006 годах. Вот одна из версий появления блинов.
Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин. По мнению историка В. Похлебкина, блины появились на Руси до IX в., и само слово «блин» - это искаженное слово «млин», берущее начало от слова «молоть». Таким образом, слово «млин» - это мучное изделие. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века они стали основным угощением во время Масленицы.
Сама форма блинов ясно указывает на их символическую связь с Солнцем. А. Куприн писал: «Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Рецепт блинов был особенным, а их приготовление — целым ритуалом. Женщины накануне готовили специальную опару, дожидались появления звезд на небе, выходили к колодцу или к какому либо водоему замешивать тесто, иногда даже добавляя в него снег. Затем они ставили опару на окно, приговаривая определенные слова.
Наиболее часто использовали гречишную муку, но также брали и ржаную, пшеничную, ячменную. Блины готовились в стороне от посторонних глаз, даже родственники не должны были это видеть. Блины готовили в печи на чугунных сковородках, смазанных маслом. Блины получались легкими, пористыми, пухлыми.
Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. На улицах с лотков продавались сдобные дрожжевые блины, в трактирах блины подавались с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем.
А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками. Если проткнешь вилкой блин или разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. В Древней Руси человека, разрезавшего блин, забивали палками. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.
На Лакомку тещи принимали зятьёв к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".
Четвёртый день Масленицы - четверг «Разгуляй».
Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы, катались на санях по улицам, проводились кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать : наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Пятый день Масленицы – пятница «Тёщины вечеринки»
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
Шестой день Масленицы – суббота «Золовкины посиделки»
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
Седьмой и последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье»
Сжигали чучело (которое держало в руке блин, как символ зимы, которая закончилась.
Сжигая Масленицу, приговаривали:
- Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
А пепел развевали над полями - "на богатый урожай".
Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. После службы просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей произнося слова: «Бог прощает, и мы простим».
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Воспитатель благодарит Петрушку за его рассказ.