Елена Ступник
Конспект занятия «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о насекомых и их характерных признаках.
Задачи:
- закрепить знания детей о признаках весны;
- дать представление о развитии насекомых (на примере бабочки);
-расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых и о зависимости окраски от места обитания
- развивать внимание, память, мышление,эмоциональную сферу детей;
-воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Словарная работа: гусеница, куколка, насекомые.
Публикация «Конспект занятия „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Оборудование: солнце, насекомые, природный материал, схема развития бабочки, бабочка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы ничего не заметили? Что это?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Какое оно солнышко?
Дети: Желтое, яркое, круглое.
Солнце ярко засветило
Снег холодный растопило
Людям радость принесла
В гости к нам пришла….
Весна.
Воспитатель: В какое время года оно начинает сильнее греть?
Дети: Весной.
Воспитатель: Что не хватает нашему солнцу, чтобы оно ярче светило и согревало?
Дети: лучиков.
Воспитатель: Чтобы появились лучики, нам нужно каждому по очереди назвать один признак весны, после чего появится один лучик из солнышка При этом нельзя повторять признаки, они должны быть разные (присаживаются вокруг солнца).
Дети: появляется зеленая травка, листочки на деревьях, прилетают перелетные птицы и т. д.
Воспитатель: Какое солнце у нас получилось?
Дети: яркое, светлое.
Воспитатель: Чувствуйте, ребята, его тепло? (подносим руки к солнцу). Оставим его в нашей группе? Пусть оно светит и согревает нас. Весной, ребята, появляются насекомые. А где живут насекомые?
Дети: в лесу на полянке, на лугу, в саду и т. д.
Воспитатель: Хотите в гости к этим маленьким жителям полянки? (идем).
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
Подходим к полянке
Воспитатель: Мы куда пришли? (на полянку). Вы что видите на ней?
Дети: цветочки, пенечки, травку.
Воспитатель: Где насекомые? Как вы думаете?
Дети: спят, убежали, заколдовали.
Воспитатель: Злая Стужа заколдовала насекомых. Что делать?
Дети: спасать.
Воспитатель: Чего боится Стужа?
Дети: Солнце, тепла, весны.
Воспитатель: Попробуем прогнать злую Стужу? А как мы можем это сделать? (ответы детей…рассказать закличку «Веснянка»).
«Солнышко, солнышко золотое донышко!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей
Прилетели сто грачей
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают».
Воспитатель: Стужу прогнали, а насекомые где? Ой, ребята, а я уже кого-то вижу. Кто это?
1. Воспитатель берет одного насекомого и рассказывает о нем.
2. Воспитатель предлагает ребенку выбрать по желанию насекомое и рассказать о его характерных особенностях (2-3 детям).
3. Воспитатель называет несколько характерных особенностей насекомого и предлагает найти и показать его.
Воспитатель: Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали. Как можно назвать их одним словом?
Дети: насекомые.
Воспитатель: Нравятся вам чудеса? (да). Тогда присаживайтесь на пенечки (стульчики) и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка, самое (схему показываю) красивое насекомое. Она откладывает много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, но какая-то часть уцелеет. Из них появятся гусеницы. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья, все лето она растет, а на зиму превращается в куколку, совсем неподвижную с виду. Пройдет время, зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Появляется бабочка на палочке. Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Следите глазами за бабочкой, куда она полетит?
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз…и назад спешит.
А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки, используя схему.
Что сначала откладывает бабочка?
Дети: яйца.
Воспитатель: Кто появляется из яйца?
Дети: гусеница.
Воспитатель: В кого она превращается?
Дети: в куколку.
Воспитатель: Кто выходит из куколки?
Дети: бабочка.
Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги?
Дети: есть.
Воспитатель: Кто?
Дети: птицы, люди.
Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов?
Дети: Они прячутся в траве, на дереве, на пнях
Воспитатель: Ребята, пройдем к нашей полянке, возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.
Дети прячут насекомых в кору деревьев или в траву, на ветки
Почему ты выбрал это место? Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? А зачем ему нужна такая окраска?
Дети: Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель: Это кто?
Дети: божья коровка.
Воспитатель: Расскажи, почему ты ее поместил на красный цветок?
Дети: она красная и цветок красный
Воспитатель: Она такая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?
Дети: на цветочке, в травке.
Воспитатель: Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно! Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети: Они живые. Ими можно любоваться, наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.
Воспитатель: Полетаем как бабочки? Попрыгаем как кузнечики?
Ну вот, нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с насекомыми.
Дети изображают повадки насекомых
Где мы с вами были? Кого видели? Вам понравилось наше путешествие? Мне было интересно.