Ручина Светлана
Конспект занятия «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : активизация интереса воспитанников к традиционной культуре через изготовление народной куклы.
Форма проведения: интегрированное занятие.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением готовых кукол, иллюстрации русских народных костюмов, образцы кукол.
Музыкальное сопровождение: народная музыка.
Материалы и инструменты:
Публикация «Конспект занятия „Народная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- ткань разной фактуры, тесьма различной ширины и цвета, нитки мулине, ножницы.
Подготовительная работа к занятию : чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и образцов кукол.
Задачи:
- изучить историю происхождения тряпичных кукол;
- познакомить с техникой их изготовления своими руками;
- развивать творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству у воспитанников
- развивать мышление, самостоятельность, творческую инициативу, мелкую моторику
Ход занятия:
Педагог: Ребята, угадайте кто к нам пришел! Отгадайте кто это?
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Педагог: Сейчас мы ее увидим. Ну ка, покажись!
Достается игрушка.
Педагог: Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивление,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
и старанье приложить!
Педагог: Ребята, а вы хотите научиться мастерить такую куклу?
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры. Ребенка специально обучали изготавливать тряпичную куклу с трех лет. Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой- подружкой и оберегом одновременно.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье.
У каждой куклы есть свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (демонстрация кукол).
Педагог: Давайте, ребята, немного отдохнем.
Физкультминутка:
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам.
Педагог: А теперь приступим к изготовлению куклы.
Материалы и инструменты которые нам нужны:
- вата
- нитки мулине
- белый лоскут для головы-15х15
- яркий лоскут для платочка 15х15
- белый лоскут для рук 15х15
- лоскут для платья 15х20
- кусочек кружева для фартука
- тесьма
А теперь:
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.
Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Педагог: Ребята, смотрите, нашей куколке грустно одной! Давайте сделаем ей подружек!
Дети мастерят куколок, педагог помогает.
Итог: выставка куколок, сочинение с детьми историй про своих куколок.
Литература.
1. Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука». Народное творчество 2007
2. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.
3. Денисова Татьяна «Народные куклы обереги» «Питер» 2016 ;
Источники интернет ресурсов: