Светлана Кизилова
Конспект занятия на тему «Кукла — стригушка из травы». (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая образовательная область программы «Художественно-эстетическое развитие».
Интегрируемые образовательные области программы : «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание. Формировать представления детей о разнообразии русских народных игрушек, их значении в жизни русских людей. Познакомить с изготовлением куклы - стригушки из травы. Учить выполнять её последовательно, следуя алгоритму. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетическое отношение к народно-прикладному искусству, познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.
Публикация «Конспект занятия на тему „Кукла — стригушка из травы“, (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла-стригушка. Куклы из травы и соломы
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы: кукла из травы, алгоритм выполнения работы, пучок травы на каждого ребенка, мягкая проволока, ножницы, материал для украшения (бусинки, фольга, тесьма, ленточки и т. д. ,магнитофон с записью русских народных мелодий.
Ход занятия.
- Дети, скажите, у вас есть любимые игрушки? Какие? Где вы их взяли?
(Дать детям возможность высказаться).
-Давайте вспомним, какие игрушки были в старину у крестьянских детей?
(Высказывания детей).
- Да, это были игрушки – самоделки. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада раньше не было. Игрушки делали из разного материала: из того, что было под рукой. Лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.
В старину важную роль отводили кукле, потому что человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, поэтому игры в куклы всячески поощрялись взрослыми.
Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам – быть беде.
В колыбель к ребенку клали куклу – оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол.
-Символические куклы сопровождали и другие праздники и обряды. Какой куклой провожали «Масленицу»? (Дать возможность высказаться детям). Да, «Масленицу» провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре, т. к. считали, что вместе с ней уходят болезни и несчастья.
- А какие были куклы на празднике Троицы? (ответы детей).
- Да, это Семин и Семичиха. Их сажали под берёзу и водили вокруг них хороводы, а в конце праздника топили в реке, потому что считали, что вместе с ними уйдет из дома всё плохое.
- Скажите, а какая кукла была самой распространённой среди деревенских девчонок? (ответы детей).
- Да, это тряпичная кукла-закрутка. Мы с вами уже научились её делать. Сегодня я познакомлю вас с ещё одной забавной куклой. Её мастерили из соломы, травы, прутьев, тонких веток. И назывались такие куклы – стригушки.
(Показать куклу).
- Как вы думаете, почему их называли стригушки? (Ответы детей).
- Да, куклы названы так потому, что снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Такая куколка – игрушка с сюрпризом. А каким, мы узнаем в конце занятия.
Хотите научиться делать кукол – стригушек? Тогда давайте её хорошенько рассмотрим.
Вопросы к детям.
1. Из чего кукла сделана?
2. Из каких частей она состоит?
3. Какая часть самая большая?
4. Какой она формы?
5. Что можно сказать о величине юбки по отношению к голове и туловищу?
Чтобы куклу сделать быстро, а наши пальцы ловко работали, давайте сделаем для них гимнастику.
- Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
-Пошли пальчики с утра
В гости к тёте Разыгра.
На скамеечке сидели
Да в окошечки глядели.
Солнышку ладошки
Погладили немножко.
Пальчики подняли
Лучиками стали.
-Теперь пройдите и займите места за столами. Обратите внимание на доску. Давайте расскажем в какой последовательности будем делать куклу. (Дети рассказывают выполнение действий по алгоритму).
Последовательность выполнения работы:
-делим пучок травы на две неравные части;
- толстый пучок связываем посередине проволокой и сгибаем;
-немного отступаем сверху, делая голову, и снова связываем проволокой;
-берём тонкий пучок, разрезаем его пополам, чтобы сделать короче;
-отступаем справа и слева немного и стягиваем проволокой (кисти рук);
-рассоединяем толстый пучок и вставляем руки;
- под ними стягиваем проволокой (талия);
- низ юбки ровно подрезаем ножницами, и «руки» тоже.
-Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей, в ходе которой воспитатель даёт подсказки, полезные советы:
-везде, где мы стягиваем траву проволокой, придерживаем конец проволоки большим пальцем левой руки, чтобы крепко стянуть траву;
-стараемся ровно подрезать юбку;
- чтобы кукла лучше стояла, можно юбку немного растянуть в стороны;
-когда куклу будете наряжать, проявите свою фантазию.
Под спокойную русскую народную мелодию дети выполняют работу.
По окончании работы дети ставят кукол в хоровод и рассказывают о них.
- А сейчас я покажу вам обещанный сюрприз. Наши куклы-стригушки будут танцевать под русскую народную музыку. Для этого мы должны постучать по столу ладошками. (Дети играют).
- Я думаю, нетрудно представить, сколько радости доставляли эти простые и забавные игрушки детворе. А вам?