Ольга Фролова
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ на тему «4 стихии» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Это занятие я составила и провела с детьми подготовительной группы как итоговое. Анализируя проведенное занятие пришла к выводу, что его можно проводить в 4 этапа (например с детьми старшей группы) дополняя и расширяя выбранный материал. А также можно провести это занятие в рамках экспериментально-познавательной деятельности в виде экологического турнира между детьми двух одновозрастных групп, либо организовать досуг совместно с родителями.
Тема: "4 стихии"
Цель:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ на тему „4 стихии“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
- Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);
- Закрепить знания о живой и не живой природе;
- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;
- Учить проводить самостоятельно опыты, делать выводы;
- Дать понятие о стихийных бедствиях;
- Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.
перед занятием:
- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;
- на столе «Вода»
5-6 салфеток,
лист «денежного дерева» (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок,
овощ, фрукт или ягода (сочный,
схема «связь вода – предмет»
- на столе «Земля»
банка с различными слоями почвы,
коллекция «железная руда»
- на столе «Воздух»
мыльные пузыри,
кусочек земли (можно взять из цветочного горшка,
одноразовый пищевой пакет,
схема «связь воздух – предмет»
- на столе «Огонь»
мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)
- на доске вывешиваем схему: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;
- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»
Оборудование и материалы:
- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей);
- материал для схемы «Связь человека с водой, воздухом, огнем и землей» (человек, символы, 4 стрелки);
- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер);
- лист любого комнатного растения;
- овощ, фрукт или ягода;
- салфетки;
- банка с образцами почвы;
- коллекция «железная руда»;
- мыльные пузыри;
- кусочек земли;
- пищевой пакет;
- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита);
- фотографии стихийных бедствий.
Индивидуальный материал:
- символы четырех стихий по количеству детей
Краткое содержание:
Знакомство и работа с символами
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
Знакомство со схемой
Закрепить знания о живой природе
Знакомство с составом почвы, рассматривание коллекции «железная руда»
Опыты с воздухом
Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)
Физкультминутка
Опыты с водой
Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)
Рассказать о значении огня у древних людей
Игра «Волшебный мешок»
Игра «Спор», рассматривание фотографий «стихийные бедствия»
Далее в конспекте ВВОЗ - «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.
2. Знакомство и работа с символами
- У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будите водой.
«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)
- У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»
Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)
- Ни кто не ошибся? Сейчас проверю.
Игра «Кого назову, покажи свой символ»
- Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода. (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»
3. Знакомство со схемой
- Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?
- Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»
- Как думаете, вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)
- Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.
- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и тоже)
- Это схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.
- А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)
- Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте что, вы «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля»
4. Закрепить знания о живой природе
- Вы играли в игру «Природа – Не природа». Умеете отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода») – дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)
«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух
«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет
«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.
- Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).
4. Обобщить знания о неживой природе
- Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать как улучшить свою жизнь, условия жизни. Где-то надо жить – нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, сделанные руками человека. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы …
Загадываем загадку:
Черная, сыпучая,
В полях насыпана кучами.
Можешь ты ее капать
И растения сажать.
…С «Земли». (воспитатель подходит к столу «Земля»)
Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет» Почему так говорят? Что дает нам земля? (ответы детей) Люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.
Знакомство с составом почвы
- Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли, дети дают ответы)
- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.
- Песок. Для чего используют песок? (ответы детей) Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)
- Что делают из глины? (ответы детей) посуда, кирпичи
- Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома
Перед вами коробка с железной рудой (разные кусочки железа) и это все человек научился добывать из земли. Из руды он делает метал. А что делают из метала? (ответы детей)
Опыты с воздухом
Загадываем загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») А где прячется воздух?
Давайте проведем опыт:
а) (называем ребенка, возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.
- Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?
ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.
б) (называем ребенка, опусти кусочек земли в банку с водой.
- Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?
ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.
в) (называем ребенка, возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.
- Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?
ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.
Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)
Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)
5. Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим.
Руки плавно опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем. Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох
У костра мы все присели
Свои ручки мы погрели,
А костер все выше, выше:
«Ты, костер, гори потише!» Присели
Руки вперед
Потянулись вверх на носочках
Лодки по воде плывут
Люди веслами гребут.
Лодки к берегу подплыли,
Руки мы в воде помыли. Имитируем движение, «гребем веслами»
Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук
На земле могу скакать
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться
Ей могу и поклониться. Прыжки на двух ногах
Повороты вокруг себя
Низкий поклон
Опыты с водой
Загадываем загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без.
(воспитатель подходит к столу «Вода»)
- А как вы думаете, вода умеет прятаться? А где?
Давайте проведем опыт:
а) (называем ребенка, возьми салфетку, дотронься до нее языком.
- Что вы заметили? (она намокла)
ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы
б) (называем ребенка, сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.
- Что вы обнаружили? (она намокла)
ВЫВОД: вода есть в растениях.
в) (называем ребенка, разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.
- Что мы увидели? (она намокла)
ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду
Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)
- А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)
Рассказать о значении огня у древних людей
Загадываем загадку:
Может он шипеть и злиться,
И всегда воды боится.
Людям он дает тепло,
От него всегда светло.
- О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)
- На огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
- Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.
Игра «Волшебный мешок»
Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.
6. Обобщить полученные знания
- Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку. Например:
Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудили деталь, собрали все детали получилась машина.
Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля, чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь, мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким опускают вазу в …. (воду)
- И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»
7. Итог занятия
- Но ВВОЗ люди называют 4 стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.
Игра «Спор»
- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:
Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)
- Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома
Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6….
Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9….
Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)
- Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12….
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
Спасибо всем, кто познакомился с моей работой. Буду рада узнать ваше мнение.