Папки-передвижки

Конспект занятия «Мой профессиональный выбор»

Чубанова Джейран
Конспект занятия «Мой профессиональный выбор»

государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 1 «Колосок»

с. Нижняя Александровка Минераловодского района

Ставропольского края

Конспект занятия по теме:

«Мой профессиональный выбор»

Подготовила:

Чубанова Д. А.,

воспитатель

Цель:

1. расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;

2. формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией,

3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению жизни;

4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Ход

«Если вы удачно выберете труд и вложите

в него душу, то счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский

Вступительное слово

Воспитатель Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего: в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Подбери примеры профессий

Воспитатель Чтобы человеку легче БЫЛО ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

1. Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.

2. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами

3. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них

4. Человек - знаковая система; знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор

5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта

Сейчас вы будете работать в группах.

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек- техника» и т. д.)

Примерные ответы детей:

Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п

Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. д.

Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т. п.

Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус и т. п.

Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Найди профессии

Воспитатель В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

школьная доска (первая группа);

школьный учебник (вторая группа);

школьный обед (третья группа);

фарфоровая чашка (четвертая группа);

школьная форма (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Воспитатель Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и. (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся школьной доской, учебниками, чашками, едим обеды эти профессии будут нужны.

Оцени профессии

Воспитатель Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

тщетные науки (алхимия, астрология);

вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

«Самый лучший выбор»

Воспитатель Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Воспитатель Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

• Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)

• Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

• Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Воспитатель Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

• У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

• У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Воспитатель Что бы вы посоветовали Наташе и Лене?

Примерные ответы детей:

• Наташе нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

• Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Воспитатель

Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.

- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?

• следование чужим советам, выбор за компанию;

• выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;

• отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т. п.

Воспитатель Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

• Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

• Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

• Найти применение своим талантам

• Найти свое призвание.

Воспитатель Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

Слайд 9

Воспитатель Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.

- Теперь подсчитаем количество треугольников.

(дети выполняют задание)

- А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Воспитатель Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Составьте синквейн

Воспитатель В завершении нашего круглого стола я предлагаю вам составить синквейн

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Перед вами названия профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар. За 1, 2 минуты составьте синквейн к одной из них.

Воспитатель Закончить наш круглый стол я хотела бы словами В. Маяковского

Книгу переворошив,

намотай себе на ус –

все работы хороши,

выбирай на вкус!

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Фотоотчет о проведении конкурса «Здоровый образ жизни — мой выбор!»Фотоотчет о проведении конкурса «Здоровый образ жизни — мой выбор!» 2 февраля по плану воспитательной и образовательной работы с детьми в Уфимском детском саду "Радуга" прошел первый очный этап конкурса "Здоровый.

Фотоотчет об участии в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех»Фотоотчет об участии в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех» В январе 2020 года я приняла участие в V муниципальном фестивале педагогического мастерства «Профессиональный успех» в номинации «Лучший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мой профессиональный выбор»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 17:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мой профессиональный выбор»» (включая файлы) размещена пользователем Чубанова Джейран в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД