Дорощенкова Лариса
Конспект занятия «Я помню, я горжусь…»
Цель:
Формирование у старших дошкольников, гражданской позиции патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому своей семьи, страны, к Родине.
Задачи:
- Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
- Расширять представления детей о себе и членах семьи.
- Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.
- Воспитывать любовь и уважения к защитникам страны
- Привлекать родителей к совместным познавательно тематическим мероприятиям
- Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.
Публикация «Конспект занятия „Я помню, я горжусь…“» размещена в разделах
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Оборудование:
1) Домашние стенгазеты Артеменко А.
2) Фото из семейных архивов
3) Плакаты посвященные Дню Победы
4) Фонограмма песни «Катюша» муз. М. Блантера сл. Исаковского.
Предварительная работа:
- Составление «Родословной семьи» по итогом дети имеют представление о родственных отношеньях, что у семьи есть история, традиции и ценности, уважительно относятся к членом своей семьи. С гордостью говорят о прадедушках и прабабушках, которые участвовали в ВОВ;
- Чтение художественной литературы о ВОВ;
- Беседы о детях героях ВОВ;
- Рассматривание фотографий с изображение памятников Великой Отечественной Войне;
- Слушали записи песен «Три танкиста» (Муз. Дм. и Дан. Покрасс сл. Б. Ласкина., «Катюша» (Муз. Блантера, сл. Исаковского,
«Любимый город» (Муз. Богословского, сл. Долматовского,
«Священная война» (Муз. Александрова. сл. Лебедева-Кумача,
«В землянке» (муз. Листова. Сл. Суркова.);
- Рассматривание иллюстраций о ВОВ;
- Индивидуальная работа с детьми и их родителями.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание дошкольников актуальная проблема в условиях современной России.
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к Родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте, почувствовал личную ответственность за Родную землю и её бедующие.
Основываясь на личном ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, поставленная задача, развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла, финальной победы добра. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибшим. И очень важно, что б о своих родственниках ветеранах помнили их внуки и правнуки, и передавали эту память как эстафету поколения.
Ход занятия:
Звучит песня «Вечный огонь»(муз. Ф. Хозака сл. Е. Агроновича из кинофильма «Офицеры»)
Педагог: Есть в календаре даты на вечно вписанные в героическую летопись нашей страны.
Много лет тому назад, уходили на войну солдаты, защищать от врага нашу Родину.
Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье, вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня. Для вас Великая Отечественная Война- это далекое прошлое. Но подвиг людей, ставших на защиту отечества, будет вечно жить в нашей памяти. Это они не щадя жизни приближали победный май.
В наши краеведческие музеи города Королева есть фотографии Суворовой Татьяны Павловны. В годы войны она работала в конструкторском бюро, которое создавало, орудийные установки, для пушек и танков. Эти орудия отправлялись на фронт и успешно громили фашистов.
В ее семье есть традиция, к памятным датам делать стен газету Артеменко Саша вместе со своей бабушкой Альбиной Леонидовной сделали стен газету о работе во время войны Суворовой Татьяны Павловны, о своей прабабушке расскажет ее правнучка Артеменко Саша.
(Приложение 1)
Рассказ Саши Артеменко.
Мою прабабушку зовут Суворова Татьяна Павловна. В годы войны она работала в конструкторском бюро, которое создавало орудийные установки для пушек и танков. Эти орудия отправлялись на фронт и успешно громили фашистов. Одна из первых созданных пушек стоит сейчас в г. Горьком на пьедестале, надпись: «Стотысячная, в труде рожденная, не побежденная».
На второй фотографии, другая пушка. Общий вид этой пушки начертила бабуля Таня, а оби фотографии ей подарил сам Грабин, который руководил конструкторским бюро.
На аллеи Славы, там, где стоит памятник «Троя вышли из леса», есть Грабинские орудия- пушка, и танк, которые можно потрогать, а заодно полазить по ним. (Приложение 2,3)
На танке надпись: «Калининград-фронту. Танк Т-34 с установкой 85ММ главный конструктор генерал- полковник Грабин Василий Гаврилович». Это теперь наш город называется Королев, а раньше он назывался Калининград.
За самоотверженный труд бабуля Таня была награждена медалями. На фотографии внизу в 1945 году в Москве, в Кремле вместе с другими грабинцами она получила медаль «За трудовую доблесть», позднее еще медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», а так же «К столетию со дня рождения В. И. Ленина». Кроме того, бабуля Таня имеет все пять юбилейных медалей-30,40,50,60,65 лет Победы над врагом.
КБ Грабина не только дружно работало, но иногда встречали праздники вместе. На фото справа грабинци отмечают День Победы в Москве, в музеи Вооруженных сил, у своих пушек-бабуля Таня слева на своей пушке. В центре Грабин Василий Гавриловичь. В честь него назвали улицу в нашем городе, улица Грабина это рядом со станцией Подлипки-Дачные.
Орудийные установки Грабина, фотографии, его генеральский китель, фуражку и сапоги. Можно увидеть в историческом музеи города Королева. На фотографии сотрудников КБ есть и бабуля Таня, тогда еще молодая.
После войны она работала на космос под руководством С. П. Королева тоже хорошо. За что получила почетные грамоты. Она видела первых космонавтов Гагарина,Титова. Терешкову,Николаева и др.
Баба Таня ветеран Труда и ветеран комсомола.
Такой прабабушкой можно гордиться!
Педагог: А сейчас ребята давайте встанем и все вместе споем песню Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Катюша».
«Катюшей» назвали самое грозное оружие ВОВ войны. В словах этой песни – верность в любви и дружбе, любовь к родной земле. На смоленщине, на родине Михаила Исаковского, на реке Угра, у поселка Всходы, в 1983 году был постановлен памятник «Катюше»
Сюда «на высокий берег, на крутой» просто постоять, вспоминая хорошую песню приходят люди.
Вместе с папой Евгением Александровичем Аненко Настя подготовила рассказ о героической жизни своих прадедушек и прабабушек.
(рассказ Аненко Насти)
О том как служили ее прадедушки расскажет Каблукова Саша.
(рассказ Каблуковой Саши)
(Приложение 4)
Педагог: Война закончилась, и люди вернулись к мирному труду, но каждый раз 9 мая мы вспоминаем те страшные годы, говорим слова благодарности ветеранам и поздравляем друг друга с Днем Победы.
Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылась Та война
Ведь это память- наша совесть
Она, как силы, нам нужна!
Сегодня не все дети показали нам свои семейные реликвии, и рассказали о родных, близких людях. Мы обязательно еще послушаем рассказы наших ребят о службе и работе их прабабушек и прадедушек во время ВОВ. Расспросите еще своих бабушек и дедушек об их жизни, запишите их рассказы в свою семейную книгу. Не забывайте о ветеранах, уделяйте им больше внимания. А родителям хочу напомнить слова Д. Лихачева «Идет время. Все уходит в прошлое. Постарайтесь оставить детям духовные ценности вашей семьи. Находите время, чтобы поговорить с детьми, рассказать им о своем детстве. И будьте уверены все это не пройдет даром, останется в детских душах.»
Педагог: Сейчас ребята вы можете подойти, и поближе посмотреть фронтовые фотографии.
Звучит песня «День Победы», дети подходят к стендам, рассматривают семейные фронтовые фотографии.