Олеся Сушко
Конспект занятия «День родного языка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия
Календарный или тематический праздник:
21 февраля «Международный День родного языка»
Тема: «Международный день родного языка»
для детей подготовительной группы
Учитель-логопед высшей квалификационной категории:
Сушко Олеся Валерьевна
1. Программное содержание
Публикация «Конспект занятия „День родного языка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с праздником «Международным днем родного языка». Расширить представления детей о всероссийских праздниках.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку;
- закреплять и расширять представления о правилах речевого этикета.
2. Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить, отвечать на вопросы полным предложением, развивать речь детей;
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- воспитывать уважительного общения: умения слушать собеседника, не перебивает его, не отвлекается.
2. Словарная работа: Родной язык, Родина, Отчизна, говорить, общаться, уважать.
3. Демонстрационный материал: карта Мира, телевизор (компьютер, презентация, платочек, карточки со словами (очи, глаза, пуще, больше, град, город, глас, голос, брег, берег, уста, губы, дарован, подарен).
5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию : создание презентации
6. Предварительная работа с детьми
рассматривание карты Мира, беседа о различных народах мира.
7. Методы и приемы, используемые на занятии : словесный, игровой, частично – поисковой, наглядный.
8. Организация детей на занятии
Дети вместе с воспитателем организуются в приемной группы; после проходят на ковер (свободное пространство); рядом расположена доска с картой, экран телевизора (монитор).
9. Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: воспитатель вместе с детьми встает в круг. Все держаться за руки.
Воспитатель: - Ребята я хочу вас поприветствовать на разных языках. Здравствуйте! Ни хао! (китайский). Хэлло! (английский). Исэнмесез! (татрский). Салем! (казахский). Салом Алейкум (таджикский, узбекском)
Воспитатель: - Поприветствуйте и вы меня. Можно на русском или кто-то знает приветствие на другом языке.
Дети произносят различные слова приветствия.
Детям предлагают сесть на ковер и повернуться к доске (стене, на которой весит карта Мира. Рядом экран телевизора (монитора).
Воспитатель обращает внимание детей на экран, слайд № 2.
Воспитатель: - 21 февраля отмечают Международный день родного языка! Этот день был учреждён в 1999 году.
- Посмотрите на карту (внимание детей на карту). Вы видите очень много стран.
Слайд № 3.
- У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. В каждой стране свой язык. В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.
Воспитатель: - Как называется наша страна?
Дети: - Россия.
Воспитатель: - Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Слайд № 4.
Воспитатель: - Россия самая большая страна. Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Воспитатель: - ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем?
Дети: - русском
Воспитатель: - Я приглашаю вас поиграть в русскую народную игру, в которую играли наши предки.
Слайд № 5
Физминутка: подвижная игра «Гори, гори ясно»
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Дети возвращаются на ковер.
Воспитатель: - Для чего нам нужен родной язык?
Дети: - чтобы разговаривать, играть, что-то рассказать, общаться.
Воспитатель: - а как вы думаете нужно соблюдать какие-то правила в общении?
Дети размышляют и предлагают свои варианты правил.
Воспитатель: - да, вы правы. Давайте обозначим правила речевого поведения. Слайд № 6.
Воспитатель: - давайте поиграем и проверим так ли вы внимательны к тем словам что вы говорите и слышите. Игра называется «Подскажи словечко». Слайд № 7
Игра «Подскажи словечко»
• Ночью каждое оконце
Слабо освещает. луна
• Высокий, длинноногий,
Летать ему не лень -
На крыше из соломы
Устроился.
• Друг зверей и друг детей
Добрый доктор.
• Лишь только свет дневной потух,
заухал в темноте.
• Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный.
• Чик-чирик! Чик-чирик! -
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся…
Воспитатель: - ребята, молодцы, вы не ошиблись.
Воспитатель: - Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке. Слайд № 8. Владимиром Далем составлен самый известный толковый словарь. В этом словаре Даль описал значение большого количества слов.
- А вы знаете что раньше некоторые слова, звучали по-другому, иначе – это старо-русские, устаревшие слова. Эти слова вы слышали в сказках. И я предлагаю сейчас разделится на две команды. Одной команде я дам карточки со старо-русскими словами, а другой команде с современными словами. Ваша задача определить пары слов, которые имеют одно значение, но звучат по разному. Слайд № 9. (Когда дети находят пары, педагог включает слайд № 10.)
Рефлексия.
Воспитатель: - О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какой язык в нашей стране самый главный?
- А когда празднуют день родного языка?
- Кто автор толкового словаря?
- Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.