Ирина Москаленко
Конспект занятий «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»
непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательная область: «Музыка».
Цель: Формирование познавательного интереса у дошкольников к традициям православной культуры.
Задачи:
1. Дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси.
2. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания.
Публикация «Конспект занятий „Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
3. Формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования.
4. Продолжать развивать умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле.
5. Развивать слуховое восприятие, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, музыкальный и тембровый слух.
6. Воспитывать у детей уважение к русским традициям.
Методические приёмы:
словесные: приветствие детей; загадки; рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов к детям; положительный анализ деятельности детей;
наглядно-слуховой: коммуникативная игра " Назови свое имя "; слушание колокольного звона; музыкально - дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;
наглядно-зрительный: театрализованный этюд, показ презентации «Колокола на Руси», видеоролик «Пасхальный звон»;
художественно - практический: музыкально – дидактическая игра «Звонарь»; физическая минутка; логоритмическая игра; игра в ансамбле.
Словарная работа:
Активизация: колокольчик (из дерева, глины, металла и стекла); колокол: уши, плечи, туловище, язык, ударный инструмент;
Обогащение: Благовест - «благая весть», «добрая весть»; колокольня; звонарь, монах, православный храм.
Индивидуальная работа: создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
демонстрационный: цветок колокольчик; кукла «монах»; колокол;
наглядный: разные по величине, тембру колокольчики;
раздаточный: колокольчики; треугольники;
оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр;
Музыкальный материал: «Пасхальный звон»; песня В. Кикты «Весёлый колокольчик», отрывок из музыкального произведения Шуберта «Ave Maria».
ХОД НОД:
Музыкальный руководитель встречает детей. Общение начинается с приветствия.
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в зале
Хорошего настроения.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а цветы умеют разговаривать?
Сегодня у нас произойдет чудо, мы сможем это услышать. Попробуйте догадаться, о каком цветке пойдет речь:
Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!
(Достаю из сундучка цветок колокольчика).
Колокольчик прозвенел, имя мое пропел И-ри-на Пав-лов-на. А вы дружно, вместе в раз, повторите все сейчас. Тебе колокольчик даю, твое имя услышать хочу.
Коммуникативная игра «Свое имя назови»
Музыкальный руководитель: Для вас у меня есть еще одна загадка, очень сложная. Подумайте и отгадайте?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Кто догадался, о чем идет речь?
Ответы детей. (Достаю из сундучка колокол).
Послушайте, как звучит колокол. (Предлагаю поиграть детям в колокол).
Ответы детей: звонко, призывно…
Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, что общего и чем похожи цветок колокольчик и колокол?
Ответ детей.
Присядьте на стульчики, я расскажу вам легенду колоколе.
Звучит Шуберт "Ave Mari"
Театрализованный этюд с куклой-марионеткой.
Много-много лет назад жил монах, это человек, который живет в монастыре и посвятил себя служению Богу. Заболел он и пошел в лес за целебными травами. Устал ходить по лесу, прилег на траву и уснул. Сквозь сон монах услышал удивительный звон (играю на колокольчике) и он почувствовал, что болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему исцелиться. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. Так получился первый колокол.
И с тех пор считается, что чудный звон колоколов радость в душах пробуждает, улучшает здоровье и отгоняет злых духов.
Физ. минутка:
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Бом, бом, бом, бом
Раздается всюду звон. (Звучит колокольный звон).
Музыкальный руководитель:
Слышу колокольный звон!
Только здесь, откуда он?
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
В небе музыка поет,
Колокол зайти зовет.
(Дети садятся на стульчики).
Ребята, вспомните, где вы могли слышать звон колокола?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Верно, в церкви, храме.
Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола!
Помолиться в этот дом ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это православный храм!
(Обратить внимание детей на собор Святой Живоначальной Троицы).
Презентация «Колокола России»
Колокол для русского человека, всегда был голосом Родины, символом величия государства. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон. Слово "колокол" означает - зов, шум, крик. Церковные колокола большие и тяжелые, их размещают на высоких колокольнях храмов.
Колокол, как человек, он имеет строение: уши – это отверстия, за которые поднимают колокол, плечи, туловище и язык – металлический стержень, без которого колокол, не сможет издавать звук. Колокольный звон появился на Руси очень, давно. Он звучал в будни и в праздники. А какой самый большой православный праздник отмечают весной?
Ответ детей.
Правильно, Пасха. И в этот праздник, колокольный звон звучит особенно – празднично, весело и торжественно.
Слушание с просмотром видеоролика «Пасхальный звон».
Этот колокольный звон называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть или можно сказать: добрую весть. (Закрепление слова и его значение).
Ребята, вы обратили внимание, что колокола сами по себе не звучат. Ими управляет человек, и его называют «Звонарь». Колокольня с колоколами – это музыкальный инструмент, а звонарь - исполнитель.
В день Светлого Христова Воскресенья в колокола могут позвонить все, кто захочет! Даже вы, ребята, можете!
Играть на колоколах не просто, искусству колокольного звона нужно учиться. Настала пора поиграть вам детвора.
Но, сначала покажите, где у колокола уши, плечи, туловище и язык.
Музыкально-дидактическая игра "Звонарь".
Я иду, иду, иду, звонаря себе ищу.
Ты играй, не отставай,
Точно ритм передавай.
Музыкально – логоритмическая игра:
В колокол мы поиграли
Очень громко постучали.
Бом, бом, бом, бом
Раздается всюду звон.
Колокольчик в руки взяли
И за мною побежали.
Динь, динь-дон,
Динь, динь-дон,
Колокольчиков трезвон.
Дети побежали по кругу. Обращаю внимание на сундучок.
Сундучок, сундучок
Разукрашенный бочек,
Ну- ка, крышку подними,
Что лежит, нам покажи.
(Дети садятся на стульчики).
Да, здесь лежат колокольчики разной формы, размера и изготовлены из разного материала. Вот из дерева, глины, металла и стекла. К какой группе музыкальных инструментов относится колокольчик. Я думаю, к духовой? Или к струнной? Правильно к ударной группе.
Музыкально-дидактическая игра "Отгадай, какой колокольчик звучит".
Музыкальный руководитель играет на треугольнике, дети узнают инструмент по тембру. Если затрудняются, то загадывает загадку.
Тихо, нежно зазвенит, будто все посеребрит.
Знает каждый наш дошкольник, что играет. (треугольник).
Ребята присядьте на стульчики и посмотрите, у кого под стульчиками лежит треугольник.
В руки вы его возьмите
И прием игры посмотрите.
(Работа с треугольником. Музыкальный руководитель играет на бубне вступление).
А, у вас нет инструментов? Ну-ка, сундучок выручай. Ой, ребята, посмотрите хрустальный колокольчик, какой у него волшебный звон. С ним нужно обращаться осторожно!
(Дети берут колокольчики, отрабатывают прием игры на инструменте).
Раз у нас у всех ударные инструменты, наш ансамбль можем назвать "ударным".
Дети играют на колокольчиках и треугольниках.
Музыка В. Кикты, песня «Веселый колокольчик».
Складно, ладно вы играли,
Мне сегодня помогали,
И скажу: «Вы – музыканты, настоящие таланты!»
Рефлексия:
Вот и закончилась наша увлекательная игра. Скажите, ребята,что особенно вам сегодня запомнилось? Что, вы можете рассказать своим родителям?
Ребята, скажите, как называют человек, умело звонящего в колокола?
Во время, какого праздника, могут позвонить в колокола все желающие?
Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?
Я желаю вам ребята и всем взрослым, чтоб в жизни каждого из вас звучал колокольный перезвон “благовест”. Спасибо. До свидания.