Гюзель Сафина
Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с почвой как верхним слоем земли : «живая земля», с обитателями почвы (на примере дождевого червя и крота, их особенностями и ролью в ее формировании. Рассказать о значении «живой земли» для жизни растений и необходимости ее охраны. Формировать понимание необходимости бережного отношения к почве и ее жителям.
Методические приемы:
Сюрпризный момент.
Художественное слово.
Беседа.
Опыты.
Вопросы.
Просмотр видеозаписи.
Итог занятия.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений „Почва — живая земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Предварительная работа :
- Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
- Работа в зимнем саду и на огороде.
Ход занятия
Стук в дверь. Входит морковь: - Я росла много дней, становилась все красней и слаще. Стала я хрустящей, есть зеленый хохолок у меня ребята. Чтобы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки. (Морковь.)
Здравствуйте, ребят вы меня узнали. Я загадаю вам загадки.
Круглая, да не мяч
Желтая, да не масло.
Сладкая, да не сахар
С хвостиком, да не мышь. (Репа.)
И зелен и густ, на грядке вырос куст
Покопай немножко, под кустом. (Картошка.)
Сидит дед. Во сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (Лук.)
Над землей трава,
Под землей алая голова. (Свекла.)
Воспитатель: Откуда к нам пришли овощи? Где они растут?
Дети: На огороде.
Воспитатель: Кто выращивает овощи?
Дети: Человек сажает рассаду или семена овощей. Ухаживает, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета получает урожай овощей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с почвой. Что такое почва? Это слой земли, на котором растут растения. Давайте рассмотрим почву (показ на столе). Какая она? Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи? Чем пахнет земля? Когда она бывает влажной, а когда сухой? На какой почве растения растут лучше?
Дети: На удобренной, рыхлой.
Воспитатель: Что будет с растениями, если не возделывать почву?
Дети: Они погибнут или не дадут хорошего урожая.
Воспитатель: Сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого нужно делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода. Чему мы научились)
Дети: Рыхлить землю.
Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?
Дети: Чтобы вода хорошо уходила в землю, и корням было легче расти в рыхлой земле.
Воспитатель: Чем вы рыхлите землю?
Дети: Палочками. Чтобы не ранить корни.
Воспитатель: Как узнать, что растение надо полить?
Дети: Земля сухая на ощупь, светлая.
Воспитатель: Какой водой поливаем?
Дети: Водой комнатной температуре.
Воспитатель: Для чего ухаживаем за растениями?
Дети: Чтобы были красивыми, хорошо цвели и росли.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почва нужна только растениям?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, в подземном царстве в почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и т. д.). Чем они дышат?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Давайте проверим, есть ли в почве воздух? Берем банку с водой, аккуратно кладем комочек земли в воду? Что мы видим? Появились пузырьки воздуха (дети выполняют задания.)
Вывод: В почве имеется воздух.
Физкультминутка «Кроты».
Воспитатель: А теперь посмотрите на эти две баночки. В первой рыхлая земля, во второй плотно утрамбованная земля с тропинками. Как вы думаете, где воздуха больше, в местах которые любят посещать люди, или там где редко ступает нога человека: (одно- временно опускаем образцы почв в банки с водой и наблюдаем).
Вывод: В образце с рыхлой почвой пузырьков больше.
Воспитатель: Где подземным обитателям будет легче дышать?
Дети: В рыхлой.
Воспитатель: почему воздуха под тропинкой меньше? Когда мы ходи по земле, то давим на ее частички, они сжимаются и воздуха остается меньше. В лесах, парках много тропинок. Где можно увидеть больше живых существ – в земле, под тропинками, или на участках, которые люди не посещают.
Дети: На участках, где люди не ходят.
Воспитатель: Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Вывод: Чем больше мест в лесу будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей останется, поэтому нужно ходить по дорожкам.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с кротом (показ слайдов). Крот это маленький зверек с мою ладонь – это настоящий подземный житель. Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?
Дети: Ищет пищу.
Воспитатель: Правильно выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Легко ли ему прокормить себя и рыть землю?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Земля плотная, но кроты приспособлены к этим условиям. У них коротка густая шерсть, растет торчком, глаза маленькие почти не видят.
Дети: По запаху. Они чуют их носом.
Воспитатель: У крота необычные лапы, они похожи на лопаты. Они по очереди копают то одной, то другой лапкой. Лишнюю землю выталкиваю на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли. Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
Дети: Чистую.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву (две стеклянные банки с почвой и две банки с водой). Рассмотрите воду в обеих емкостях: в одной чистая дождевая вода, в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Польем землю в банках чистой водой и грязной. Что изменилось?
Дети: в первой банке почва стала влажной, но осталась чистой, она сможет напоить дерево, травинку, а во второй банки не только влажной, но и грязной. Появились мыльные пузыри, потеки (ставим банки рядом, сравниваем).
Воспитатель: Какую среду обитания выберут животные?
Дети: Чистую почву.
Воспитатель: Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной воде?
Дети: Неудобство.
Воспитатель: Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы, если бы умели говорить?
Дети: Чтобы не загрязнили почву.
Воспитатель: Ребята, в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная. Когда она попадает в почву, подземным жителям приходится плохо: они могут заболеть и даже погибнуть. Откуда берется «мертвая вода». Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (показ таблицы). Во многих местах на планете земля- почва загрязняется, болеет и не может поить кормить растения чистой водой.
Вывод: Всем людям нужно бережно относиться к Подземному царству стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.