Папки-передвижки

Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»

Гюзель Сафина
Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»

Программное содержание: Познакомить детей с почвой как верхним слоем земли : «живая земля», с обитателями почвы (на примере дождевого червя и крота, их особенностями и ролью в ее формировании. Рассказать о значении «живой земли» для жизни растений и необходимости ее охраны. Формировать понимание необходимости бережного отношения к почве и ее жителям.

Методические приемы:

Сюрпризный момент.

Художественное слово.

Беседа.

Опыты.

Вопросы.

Просмотр видеозаписи.

Итог занятия.

Публикация «Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений „Почва — живая земля“» размещена в разделах

Предварительная работа :

- Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

- Работа в зимнем саду и на огороде.

Ход занятия

Стук в дверь. Входит морковь: - Я росла много дней, становилась все красней и слаще. Стала я хрустящей, есть зеленый хохолок у меня ребята. Чтобы каждый дернуть мог и вытянуть из грядки. (Морковь.)

Здравствуйте, ребят вы меня узнали. Я загадаю вам загадки.

Круглая, да не мяч

Желтая, да не масло.

Сладкая, да не сахар

С хвостиком, да не мышь. (Репа.)

И зелен и густ, на грядке вырос куст

Покопай немножко, под кустом. (Картошка.)

Сидит дед. Во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. (Лук.)

Над землей трава,

Под землей алая голова. (Свекла.)

Воспитатель: Откуда к нам пришли овощи? Где они растут?

Дети: На огороде.

Воспитатель: Кто выращивает овощи?

Дети: Человек сажает рассаду или семена овощей. Ухаживает, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета получает урожай овощей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с почвой. Что такое почва? Это слой земли, на котором растут растения. Давайте рассмотрим почву (показ на столе). Какая она? Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи? Чем пахнет земля? Когда она бывает влажной, а когда сухой? На какой почве растения растут лучше?

Дети: На удобренной, рыхлой.

Воспитатель: Что будет с растениями, если не возделывать почву?

Дети: Они погибнут или не дадут хорошего урожая.

Воспитатель: Сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого нужно делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода. Чему мы научились)

Дети: Рыхлить землю.

Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?

Дети: Чтобы вода хорошо уходила в землю, и корням было легче расти в рыхлой земле.

Воспитатель: Чем вы рыхлите землю?

Дети: Палочками. Чтобы не ранить корни.

Воспитатель: Как узнать, что растение надо полить?

Дети: Земля сухая на ощупь, светлая.

Воспитатель: Какой водой поливаем?

Дети: Водой комнатной температуре.

Воспитатель: Для чего ухаживаем за растениями?

Дети: Чтобы были красивыми, хорошо цвели и росли.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, почва нужна только растениям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, в подземном царстве в почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и т. д.). Чем они дышат?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Давайте проверим, есть ли в почве воздух? Берем банку с водой, аккуратно кладем комочек земли в воду? Что мы видим? Появились пузырьки воздуха (дети выполняют задания.)

Вывод: В почве имеется воздух.

Физкультминутка «Кроты».

Воспитатель: А теперь посмотрите на эти две баночки. В первой рыхлая земля, во второй плотно утрамбованная земля с тропинками. Как вы думаете, где воздуха больше, в местах которые любят посещать люди, или там где редко ступает нога человека: (одно- временно опускаем образцы почв в банки с водой и наблюдаем).

Вывод: В образце с рыхлой почвой пузырьков больше.

Воспитатель: Где подземным обитателям будет легче дышать?

Дети: В рыхлой.

Воспитатель: почему воздуха под тропинкой меньше? Когда мы ходи по земле, то давим на ее частички, они сжимаются и воздуха остается меньше. В лесах, парках много тропинок. Где можно увидеть больше живых существ – в земле, под тропинками, или на участках, которые люди не посещают.

Дети: На участках, где люди не ходят.

Воспитатель: Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Вывод: Чем больше мест в лесу будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей останется, поэтому нужно ходить по дорожкам.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с кротом (показ слайдов). Крот это маленький зверек с мою ладонь – это настоящий подземный житель. Круглый год он роет в почве ходы. Как вы думаете зачем?

Дети: Ищет пищу.

Воспитатель: Правильно выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Легко ли ему прокормить себя и рыть землю?

Дети: Трудно.

Воспитатель: Земля плотная, но кроты приспособлены к этим условиям. У них коротка густая шерсть, растет торчком, глаза маленькие почти не видят.

Дети: По запаху. Они чуют их носом.

Воспитатель: У крота необычные лапы, они похожи на лопаты. Они по очереди копают то одной, то другой лапкой. Лишнюю землю выталкиваю на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли. Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Дети: Чистую.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву (две стеклянные банки с почвой и две банки с водой). Рассмотрите воду в обеих емкостях: в одной чистая дождевая вода, в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Польем землю в банках чистой водой и грязной. Что изменилось?

Дети: в первой банке почва стала влажной, но осталась чистой, она сможет напоить дерево, травинку, а во второй банки не только влажной, но и грязной. Появились мыльные пузыри, потеки (ставим банки рядом, сравниваем).

Воспитатель: Какую среду обитания выберут животные?

Дети: Чистую почву.

Воспитатель: Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной воде?

Дети: Неудобство.

Воспитатель: Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы, если бы умели говорить?

Дети: Чтобы не загрязнили почву.

Воспитатель: Ребята, в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная. Когда она попадает в почву, подземным жителям приходится плохо: они могут заболеть и даже погибнуть. Откуда берется «мертвая вода». Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (показ таблицы). Во многих местах на планете земля- почва загрязняется, болеет и не может поить кормить растения чистой водой.

Вывод: Всем людям нужно бережно относиться к Подземному царству стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

Публикации по теме:

Проект: «Апьпийская горка» Образовательные задачи проекта: -Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязь; -Знакомство со свойствами.

Проект «Наши друзья — подземные жители дождевые черви» Цель проекта: Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект  занятия по формированию элементарных естественнонаучных представлений «Почва — живая земля»
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД