Наталья Яшина
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии в мини –музей
«Русская изба»
Составила:
воспитатель старшей группы
Яшина Н. А.
Цель:
формировать представления детей о жизни и быте русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старины.
2. Расширить, обогатить словарный запас детей (печь, чугунок, зыбка, ухват, кочерга, веретено и т. д.)
3. Развивать связную повествовательную речь детей.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
4. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, отгадывание загадок);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей);
Практические (разгадывание ребусов).
Ход экскурсии:
В: Ребята, мы собрались здесь с вами сегодня, чтобы поговорить о жизни наших предков, которые жили в деревнях. Окунуться в традиции русского народа, которые хранятся с давних времен и передаются из поколения в поколение. Ну, а чтоб лучше прочувствовать эти традиции, жизнь и быт старины, я предлагаю вам посетить наш мини-музей «Былые времена», побывать в «русской избе»…
Р1:Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
Я про эту старину,
Свой рассказ вам поведу.
Чтобы гости знать могли
О делах родной земли!
А расскажу я вам о русской избе, где жили русские люди много лет назад. Избу строили из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Строили люди сами себе избы, а соседи помогали. Принято делить избу на две части. Передняя - там, где спали, отдыхали, и задняя- там, где была печка, стол, посуда и другая домашняя утварь. Двери были очень низкими, а пороги и высокими, чтобы меньше дуло. Входя в избу кланялись. Почему? (чтоб шишку не набить)
Р2: В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол. Место, где находились иконы. Там совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Его старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В:А что было главным в избе? (печка)
Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от слова "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).
Р3: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, лежать греться. Печь делали из кирпича и обмазывали глиной. В печи еще пекли хлеб, готовили пищу. Для этого использовали специальную посуду и другие приспособления. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а кочерга для того, чтобы дрова поправлять в печи.
Р4: Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска». В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Посуда, которой пользовались люди, сделана из дерева, из глины. Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами люди вырезали, плели, пряли, вязали.
В: посмотрите, что люди делали своими руками:
• Туеса-плетеные из коры деревьев. Для хранения продуктов
• Крынка-сосуд для молока, воды
• Зыбка-люлька для маленьких детей.
Р5: Зыбка или по-другому- люлька, необычна тем, что подвешена под потолком и качается. Люлька, от песни "ой, люли".В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. А в ноги было принято класть куклу оберег. Их дарили младенцу при рождении, затем человек хранил эту куклу в течение всей жизни.
• Подзорники- заправляли в кровати
• Чугун-для приготовления еды в печи
• Ухват-для отправления чугуна в печь
• Кочерга-поправлять дрова в печи, доставать угли
• Веретено- для прядения
• Корыто-для купания
• Коромысло-для переноса ведер
В: Так же люди много сочиняли. Это и песни, и частушки, и загадки…
Вы можете отгадывать загадки?
Сейчас мы это проверим:
1. В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
2. Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
3. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (Ухват)
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит (чугунок)
5.. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло)
6. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти)
Загадки хорошо отгадываете! Так ли же хорошо можете ребусы отгадывать? Давайте проверим…
Дети играют в интерактивные игры
В: Как мы уже говорили, люди много делали своими руками. В то время, когда мужчины трудились в поле, женщины занимались домашним хозяйством- пекли хлеб, пироги и кормили своих мужей, детей. И даже после этих работ женщины не оставались без дела. Есть такое занятие, которое пришло к нам тоже с далеких времен- плетение коклюшек. Сейчас вы увидите, как это делается. Настя со своей мамой покажут нам это.
(Наглядный показ плетения коклюшек воспитанницей вместе с мамой.)
В: Понравилось вам плетение коклюшек? Интересно?
На этом наша экскурсия подошла к концу.
Но мы, как люди гостеприимные, стараемся хранить традиции старины, и поэтому я вас приглашаю завершить экскурсию чаепитием из самовара с пирогами и баранками!
(Организация чаепития.)