Ольга Трухан
Конспект экскурсии к памятнику «Катюша»
Конспект экскурсии к памятнику «Катюша»
Цель : формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Программные задачи: знакомить детей с историческим прошлым Беларуси, в том числе родного края; с памятниками как скульптурными сооружениями, возведенными в честь погибших воинов - земляков нашего города во время ВОВ; развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление, память; способствовать пониманию «чтить память погибших», торжественности и значения «минута молчания» воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за воинов-защитников, победивших в Великой Отечественной войне, за великий подвиг нашего народа.
Публикация «Конспект экскурсии к памятнику „Катюша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
Предварительная беседа перед экскурсией в группе.
Воспитатель: 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки - матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война.
В середине прошлого века на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И русские люди пошли воевать - защищать свою землю. Прадедушки многих из вас побывали на той войне. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в Великую Отечественную войну.
Отгремела война, на землю пришел мир. В этот день люди выходили на улицу, обнимались и целовались. Совершенно незнакомые, но такие близкие и родные друг другу люди, столько страшных дней пережившие вместе. Теперь их объединила радость победы, радость мира, радость безоблачного неба. Букетами весенних цветов встречали всех, кто возвратился с фронта. Мы знаем, что многие не вернулись. Живущие сейчас люди помнят и чтят своих защитников.
Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? (ответы детей)
Память о героях войны увековечена в книгах, стихах, песнях, фильмах, во многих городах поставлены памятники. Ребята, вы знаете, что такое памятники? Для чего их, возводят? (ответы детей) Слово «памятник» происходит от слов "память", "помнить". Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев.
Ребята, а какие памятники знаете вы? (ответы детей)
Их очень много: В Берлине, на вершине насыпного холма расположен памятный зал, над которым возвышается 13-метровая бронзовая фигура Воина-Освободителя - один из самых знаменитых и величественных символов Великой Победы. Советский солдат левой рукой прижимает к себе спасенного ребенка, немецкую девочку, родители которой погибли от обстрела, а в правой руке держит меч, острием упирающийся в разрубленную фашистскую свастику. Открыт в мае 1949г. – вскоре после войны.
На долю детей войны также выпали суровые испытания: постоянный голод, тяжёлый труд и постоянное ожидание весточки от отцов и братьев, которые сражались за Родину. Некоторые дети тоже помогали партизанам воевать с фашистами и многие из них погибли. Во многих городах поставлены памятники и детям.
Как называется наша республика? (ответы детей)
Ребята, у нас в столице г. Минске тоже очень много памятников, посвященным воинам, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. (показ иллюстраций)А у нас в городе есть памятник? Где он находится? Как он называется? Почему? (ответы детей).
Вы знаете, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (ответы детей)
Погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют.
Вы знаете, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (ответы детей)
Минута молчания - символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты.
Вот и мы сегодня, ребята, в преддверии праздника посетим это место, почтим погибших воинов нашего посёлка минутой молчания, положим к памятнику цветы.
Но сначала давайте вспомним правила ОБЖ (ответы детей, воспитатель поясняет почему нельзя нарушать эти правила).
1. Передвигаться за взрослым, по правой стороне тротуара.
2. При переходе проезжей части посмотреть сначала налево, а затем направо, поднять сигнальные флажки.
3. Переходить быстро и организованно дорогу.
4. Не отвлекаться на рассматривание домов, так как все дети идут строем.
5. Говорить в полголоса, не размахивать руками.
6. У памятника соблюдать тишину.
Беседа у памятника
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли? (ответы детей).
К памятнику погибшим во время ВОВ войнам. Здесь возвышает свои бетонные «стволы» «Катюша» (боевая машина «Катюша»)
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим его. (рассматривают). Ученики школы № 703 г. Москвы разработали и осуществили проект памятника, напоминающего реактивный миномёт — «Катюшу».
Легендарное реактивное оружие времён Великой Отечественной войны, известное как М-8, М-13, М-30, М-31 и т. д., но на фронте солдаты называли его ласковым именем «Катюша». В этом названии сказалась настоящая сильная и преданная любовь к Родине.
В нашем районе боевая машина участвовала в Городокской наступательной операции, целью которой была ликвидация езерищенско-городокской группировки противника, освобождение г. Городка и дальнейшее наступление в направлении Витебска.
Городокская операция проводилась в сложнейших погодных условиях.
За успешные действия в этой наступательной операции многим соединениям приказом Верховного Главнокомандующего от 24 декабря 1943 г., в том числе 2-й гвардейской тяжёлой минометной дивизии, было присвоено почётное наименование Городокской. 1944 г. гвардейцы дивизии встретили в освобождённом Городке.
Ежегодно 9 мая около памятника «Катюши» собираются взрослые и дети, чтобы отдать дань памяти каждому солдату, который до последнего мужественно сражался за счастливое и светлое будущее Городокского района и всей страны. Вечная слава героям!
Воспитатель: Давайте, мы тихонечко положим цветы и почтим память минутой молчания. Минута молчания
Воспитатель: Вот такой памятник поставлен в нашем городе. Город, в котором живут счастливо и смеются дети. А этот мир отстояли для нас с вами солдаты ВОВ. Мы сегодня выполнили свой гражданский долг, возложили цветы к памятнику и почтили память воинов «минутой молчания». Так давайте же радоваться и беречь этот мир. Мы никогда не забудем тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. Сколько бы ни прошло лет, потомки всегда будут бережно хранить память о своих отцах, дедах и прадедах, благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей жизни. У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто – то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником.