Галина Баринова
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Виды общения»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ АНДРЕЕВСКИЙ Д/С № 14.
ТЕМА: «ВИДЫ ОБЩЕНИЯ».
Провела Баринова Г. В.
ЗАДАЧИ:
1. Ознакомление детей с невербальными средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями и др.);
2. Закрепление знаний о вербальном общении (с помощью слов, используя интонацию);
Публикация «Конспект занятия для старшего дошкольного возраста „Виды общения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
3. Обучение восприятию не словестной информации;
4. Развитие коммуникативных способностей, их мимических и пантомимических навыков.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: закрепление умения интонационно изменить смысл предложения, навыка чтения.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: любая танцевальная мелодия.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: поговорка, физкультминутка.
СЛОВАРНЫЙ РЯД: общение, мимика, жест, информация.
МАТЕРИАЛ: тест «Клоун и собачка», игрушка Ослик, картинки со схематическими изображениями эмоций, флажки.
Ход ЗАНЯТИЙ:
ПЕДАГОГ: Ребята, сегодня мы поговорим о способах общения. Как вы думаете, что такое общение?
ДЕТИ: Общение – это передача информации от одних людей другим.
ПЕДАГОГ: Люди общаются, чтобы передавать знания, опыт друг другу. А как вы думаете, ссоры, грубые слова, крик – это общение или нет?
ДЕТИ: Это общение, только неправильное.
ПЕДАГОГ: Правильно общаться, это значит вести себя так, чтобы людям было хорошо с тобой, удобно и приятно. Помните стихотворение:
«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было все понятно»?
Кто запомнил, почему нужно правильно общаться?
ДЕТИ: Чтобы людям с тобой было хорошо, удобно и приятно общаться.
ПЕДАГОГ: Молодцы! А какими способами люди могут общаться?
ДЕТИ: Словами, жестами.
ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СЛОВ.
ПЕДАГОГ: Общаясь с помощью слов и объединяя их в предложения, мы получаем информацию о предмете : какой он, где находится, что делает. Например: «Жили в лесу три медведя». О ком идет речь в этом предложении?
ДЕТИ: О медведях.
ПЕДАГОГ: Сколько их и где они живут?
ДЕТИ: В предложении говорится о трех медведях. Они живут в лесу.
ПЕДАГОГ: Вот сколько информации мы получили из одного короткого предложения из пяти слов. А какую информацию вы можете мне передать?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
ПЕДАГОГ: Можно менять интонацию голоса, и тогда одно и то же предложение будет звучать по – разному: как вопрос, утверждение и т. д.
Давайте попробуем сказать предложение «Я пойду за водой» с разной интонацией. Например, вы не знаете, отпустит вас мама за водой или нет, и вы у нее спрашиваете.
ДЕТИ: Я пойду за водой?
ПЕДАГОГ: А если вам хотелось пойти за водой, а мама вас пустила? Как вы скажете тогда? А если вы обращаетесь со своим другом и рассказываете ему, чем будете заниматься сейчас. Как в таком случае прозвучит это предложение?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
ПЕДАГОГ: Иногда некоторые слова в тексте заменяют рисунками или картинками. Давайте с их помощью прочитаем рассказ «КЛОУН И СОБАЧКА».
ЖЕСТЫ.
ПЕДАГОГ: Мы рассмотрели несколько вариантов общения с помощью слов. Но общаться можно и с помощью жестов. жест – это движение рук, тела, головы. Жесты помогают общению словами и даже нередко заменяют их.
Некоторые из них могут иметь разные значения в зависимости от ситуации и целей общения. Как вы думаете, что обозначает этот жест: «Человек машет поднятой рукой»?
ДЕТИ: Прощание, «Подождите», «Я здесь», поклон.
ПЕДАГОГ: Покажите жестом: «Я», «Там», «До свидания», «Иди сюда», «Я иду», «Нельзя!», «Нет», «Да».
(ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ)
ПЕДАГОГ: А теперь догадайтесь, какой жест изобразила я? (Изображает жестом «Я тебя люблю», «Молодцы»)
(ДЕТИ ВЫСКАЗЫВАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
ПЕДАГОГ: Молодцы! Я рада, что мы с вами друг друга поняли, мне было приято с вами общаться.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «ВОТ ТАК!»
Педагог: Давайте поиграем в игру «Вот так!». На каждый мой вопрос громко отвечайте «Вот так!» жестом показывайте нужное действие. Например, как живешь? – Вот так! И показываем большой палец.
( ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС ПЕДАГОГА: «Как бежишь?», «Вдаль глядишь?», «Как плыл?», «Вдаль глядишь?», «Как на дудочке играл?», «А на танцах танцевал?» (под музыку)
ПЕДАГОГ: Молодцы, отлично потанцевали! Все запомнили, что такое жест?
ДЕТИ: Это движение рук, тела, головы.
МИМИКА.
Педагог: Кроме общения с помощью слов и жестов люди могут общаться, используя мимику, которая передает настроение человека даже тогда, когда он молчит. Когда вы приходите в детский сад, иногда воспитатель спрашивает: «Что случилось, почему ты такой грустный?». Как же он догадался о вашем настроении, если вы не сказали ни слова?
ДЕТИ: Увидел грустное лицо.
ПЕДАГОГ: Мимика – это движение мышц лица, выражающие настроение, внутреннее состояние человека.
С помощью мимики мы передаем радость, удивление и другие эмоции. Как вы думаете, какие еще эмоции можно выразить с помощью мимики?
(ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ.
ЗАТЕМ ПРОВОДИТСЯ ИГРА «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»)
ИГРА «УГАДАЙ ЭМОЦИИ»
На столе картинкой вниз выкладывается схематическое изображение эмоций: горе, радость, испуг, досада, гнев, обида, удивление. Дети угадывают эмоции и изображают ее с помощью мимики и голосовых интонаций.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «УГАДАЙ ЗАГАДКУ, ПОКАЖИ ЗАГАДКУ»
ПЕДАГОГ: А теперь я буду загадывать вам загадки, а вы, не называя загадку, будете показывать ее с помощью движений, мимики и звуков:
Заворчал живой замок, у двери лег поперек.
( ОТВЕТ: ПЕС)
Летом в болоте вы ее не найдете, зеленая квакушка, зовут ее…
( ОТВЕТ: КВАКУШКА)
Хвост узорами, сапоги со шпорами, раньше всех встает, голосисто поет.
( ОТВЕТ: ПЕТУХ)
Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?
( ОТВЕТ: МЕДВЕДЬ)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
( ОТВЕТ: ВОЛК)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
( ОТВЕТ: ЗАЯЦ)
В воде купался сух остался.
( ОТВЕТ: ГУСЬ)
ПЕДАГОГ: Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили и узнали, как люди могут общаться между собой. Давайте еще раз назовем эти способы общения.
ДЕТИ: Они могут общаться при помощи слов, мимики, жестов, условных знаков, картинок.
ПЕДАГОГ: Правильно! Но это конечно же далеко не все способы общения.
О других способах передачи информации мы поговорим на следующем занятии. А теперь догадайтесь, что я вам хочу сказать (Показывает мимикой и жестами «Вы молодцы!», «Я вас люблю!», «Я дарю вам флажки», «До свидания!»).