Елена Николаевна Суркова
Конспект занятия «День родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День родного языка».
Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».
Задачи:
1) формировать у детей понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку;
2) развивать смысловую сторону речи через употребление антонимов, синонимов, многозначных слов; упражнять детей в образовании родственных слов;
3) воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.
Публикация «Конспект занятия „День родного языка“» размещена в разделах
Оборудование: глобус, картинки с многозначными словами, пособие «Грамматика в картинках. Антонимы».
Ход занятия.
Начало занятия.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Он – это модель Земли,
Сам возьми и посмотри.
Все моря и океаны, страны, горы, города.
Всё покажет, что захочешь, отгадали вы, друзья? (Глобус.)
Воспитатель. Молодцы! (Достаёт и показывает детям глобус.) А что такое глобус? Кто сможет объяснить? (Ответы детей.)
Воспитатель. Наш глобус окрашен разными цветами. Каждый цвет имеет своё значение. Голубым окрашены моря, реки и океаны, зелёным – леса и равнины, а коричневым и жёлтым – горы и пустыни. На глобусе мы можем увидеть все страны.
Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живём? (Мы живём в России.)
Как называют жителей нашей страны? (Россияне.) А на каком языке мы говорим? (Мы разговариваем на русском языке.)
Основная часть.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, который отмечается 21 февраля. У каждого народа есть свой родной язык. В других странах тоже говорят на русском языке? (Нет.)
Воспитатель. А на каком языке говорят :
белорусы —…
болгары — ….
китайцы – …
итальянцы —…., и т. д.
В мире существует около 4 тысяч разных языков. Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Государственной Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Россия – многонациональная страна, и именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Всё мило нам на языке родном.
Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
Воспитатель. Для чего же нам нужен язык?
Дети. Язык нужен для того, чтобы разговаривать, общаться, играть.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу. (Холодный – горячий, широкий – узкий, толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий, громкий – тихий, мокрый – сухой; длинный – короткий). Это, ребята, антонимы – слова, противоположные по значению. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нём слов, с помощью которых мы можем просто говорить.
Воспитатель. Следующая игра «Многозначные слова». У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
2. Кран: водяной, строительный.
3. Иголка: для шитья, у ежа.
4. Лист: для рисования, на дереве.
5. Ручка: дверная, писать.
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края».
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадки.
1. Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой.
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга и нос – морковка.
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (Снеговик.)
2. С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
3. Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (Снегоуборочная техника.)
Воспитатель. Попробуйте придумать слова, которые будут похожи на эти слова. ( Ответы детей: снежок, снежки, снежинка, снегопад, снеговик, снежный.) Все эти слова являются родственные. Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки.
Воспитатель. И последнее задание. Составьте предложения со словами снег, снежинка, снеговик, снежный (-ая).
Дети. Всю ночь шёл снег. Снежинка упала мне на нос. Дети во дворе лепили снеговика. В поле разыгралась снежная буря.
Заключительная часть.
Воспитатель. Понравилось вам занятие? О чём мы сегодня с вами говорили?
Какой язык в нашей стране самый главный? А когда празднуют день родного языка? Нужно с уважением относиться к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.