Елена Кочеткова
Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе: «Музыкальные братья».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия : «Музыкальные братья».
Музыкального руководителя МДОУ д/с. п. Возрождение Кочетковой Е. А.
Цель:
1. Познакомить детей с понятием минор и мажор. Формирование представления о ладе в музыке.
2. Закрепить умение самостоятельно определять характер музыкальных произведений, угадывать их.
Публикация «Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе: „Музыкальные братья“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
4. Дать детям понятие о том, что картины художников тоже бывают разного характера (минорные, мажорные).
Предварительная работа:
Слушание музыки : «Болезнь куклы» муз. П. И. Чайковского, «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского, «Грустная песня» муз. Г. Свиридова, «Турецкий марш» муз. Моцарта, «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Новая кукла» муз. П. И. Чайковского, «Шарманка» муз. Д. Шостаковича.
Песни разного характера, рассматривание картин художников, раскрашивание с детьми города на ткани (костюмы-накидки, разучивание танцев разного характера.
Оборудование:
Куклы «Мажор», «Минор»; театральная ширма; костюмы-накидки; костюм художника; музыкальная шкатулка; картины художников: «
Конспект.
В зал водят дети под музыку «Вальс» Грибоедова.
Музыкальный руководитель :
Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой …
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
Ребята, посмотрите, эту необыкновенную шкатулку подарила нам Королева-Музыка. Открыть её непросто. Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они, верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно – шкатулка откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо. Трудно спеть песню без подготовки, голос нужно настроить. Даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты. Сегодня нам помогут в этом знакомые попевки. Давайте споём попевку «Бубенчики».
Дети поют.
Муз. руководитель: Ключики-голоса готовы? Тогда попробуем открыть волшебную шкатулку песней «Музыкальная шкатулка». (Крышка шкатулки открывается, музыкальный руководитель достаёт из шкатулки куклу с грустными глазами).
Муз. руководитель: Какая красивая кукла. Но почему у неё такие печальные глаза?
Кукла:
Меня зовут Синьор-Минор
Я вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слёзы лить.
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим –
О чём не знаю сам.
Муз. руководитель: Ребята, давайте вспомним с вами музыкальные произведения печального характера («Старинная французская песенка» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, «Грустная песня» Свиридова).
Ответы детей – называют эти пьесы.
Минор: Друзья, вы назвали мои любимые произведения
Муз. руководитель: Для тебя Синьор-Минор прозвучат твои любимые произведения, а ребята будут их угадывать и определять характер.
Музыкальный руководитель исполняет отрывок из пьесы «Грустная песня» муз. Г. Свиридова.
Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? (ответ детей). Какая музыка по характеру? ( ответ детей: Грустная, тихая, напевная, протяжная, ласковая)
Музыкальный руководитель объясняет детям, что музыка – минорная.
Муз. руководитель исполняет отрывок из пьесы «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Дети узнают произведение и композитора.
Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? Какое оно по характеру?. (музыка печальная, грустная, тихая, жалобная, минорная).
Муз. руководитель исполняет отрывок из произведения «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского. Дети узнают произведение и композитора.
Муз. руководитель: Какое музыкальное произведение прозвучало? Какая музыка по характеру? (Грустная, тихая, печальная, ласковая, напевная, минорная.)
Муз. руководитель (обращаясь к Минору) : Раз тебя зовут Синьор-Минор, значит и песни, которые ты любишь минорные. Ребята, вы знаете такие песни?
Дети: Да. «Постучалась осень» муз. М. Еремеевой, «Осенью» муз. Г. Зингера, «Осень пришла»; «Листопад» муз. Т. Попатенко.
Муз. руководитель: Для тебя Синьор-Минор дети исполнят песню «Осень пришла».
Минор: Спасибо вам мои друзья. Я счастлив был услышать такую выразительную, задумчивую, выразительную, задушевную песню. Я так расчувствовался.
Муз. руководитель: Синьор-Минор, твои танцы, наверное, такие же печальные, как и мелодии, которые ты любишь слушать?
Минор: Вы угадали. Вот только сам я сейчас станцевать не смогу – отлежал в сундуке ручки, ножки.
Муз. руководитель: Мы тебя выручим. Танец наш будет исполняться в костюмах.
Детям надевают костюмы-накидки.
Минор: Очень, очень минорно. Удивительно – дети стали белыми, как снег, а мне они кажутся необыкновенно красивыми, загадочными.
Дети в костюмах исполняют танцевальную композицию «Белый город». И в конце танца, дети раскрывают костюмы с секретом, на котором изображены картины с городом.
Минор: Друзья, вы меня удивили, как же так? Только что звучала минорная музыка, и вдруг такое превращение… Картины ваши кажутся мне чересчур яркими, кричащими. Они мне режут глаза. Но я знаю кому они придутся по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их увидеть.
Муз. руководитель: Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке.
Муз. руководитель достаёт из шкатулки яркую, весёлую куклу.
Кукла:
Друзья, представиться спешу –
Знакомству очень рад.
Меня зовут Синьор-Мажор –
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружен ты со мной
То ждёт тебя успех.
Траля-ля-ля, траля-ля-ля,
То ждёт тебя успех.
Невероятно! Какие яркие краски! Как радостно, весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым.
Муз. руководитель: Синьор-Мажор, а какие музыкальные произведения тебе больше нравятся?
Мажор: Конечно же, мажорные – энергичные, радостные!
Муз. руководитель: А наши ребята, много произведений таких знают!
Ребята, какие весёлые произведения вы знаете?
Дети: «Турецкий марш» муз. В. А. Моцарта, «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Шарманка» муз. Д. Шостаковича, «Новая кукла» П. И. Чайковского.
Муз. руководитель: Сейчас эти все произведения прозвучат для Синьора-Мажора. А вы ребята, должны их угадать и назвать композитора.
Звучит «Турецкий марш» муз. Моцарта. Дети узнают музыкальное произведение, называют композитора, рассказывают о характере этой музыки (Марш бодрый, энергичный, радостный, весёлый, а значит – мажорный).
Звучат : «Испанский танец», «Новая кукла» Чайковского, «Шарманка» Д. Шостаковича. Дети узнают все эти произведения, называют композиторов, рассказывают о характерах музыкальных произведений. (Музыка весёлая, радостная, быстрая, задорная, энергичная, мажорная).
Мажор: Ай да молодцы ребята, порадовали меня своими знаниями.
Муз. руководитель: А какие песни ты любишь Синьор-Мажор.
Мажор: Конечно же, мажорные, радостные. Вы знаете такие песни?
Дети: Да. «По грибы»; «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна» муз. Филлипенко. «Ёлочка» муз. Попатенко; «Здраствуй Новый год; «Мамин праздник»; «Золотая Свадьба» муз. Р. Паулса.
Муз. руководитель: Ребята, давайте порадуем Синьора-Мажора песней
Дети исполняют песню «Золотая свадьба» Р. Паулса.
Муз. руководитель: Синьор-Мажор, я думаю, что ты не любишь сидеть на месте.
Мажор: Конечно! Я всегда в движении!
Муз. руководитель: Тогда тебе будет интересно подвигаться вместе с нами. Дети исполняют парный танец.
Мажор: Как весело мне с вами ребята! Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, весёлых ребят!
Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.
Муз. руководитель: Именно музыка делала вас-то озорными, то печальными. Как вы думаете, можно ли назвать живописные работы художников мажорными или минорными? Те, кто больше любит весёлую музыку, выберут картинки мажорные и подойдут к Синьору-Мажору, а те дети, которым нравятся грустные картины, подойдут к Синьору-Минору.
Дети под музыку выбирают репродукции. Минорные пьесы настраивают их на восприятие художественных произведений лирического характера. Мажорная музыка помогает выбрать яркие, красочные оптимистические произведения изобразительного искусства.
Мажор:
Со мною будешь бодр и смел
И всем на удивление
Любую трудность победишь
Мажорным настроением.
Минор:
Со мною будешь тих и мил
И трудные мгновения
С улыбкой грусти обойдёшь
В минорном настроении.
Мажор:
Так пусть всегда, так пусть везде
Улыбка красит лица!
Минор:
Улыбка с грустью пополам
Вам тоже пригодится.
Мажор:
А станет страшно вдруг в пути –
Смелей, дружок, не трусь!
Ты позови: «Синьор-Мажор!» -
Я тут же появлюсь!
Минор:
А если грустные деньки
Припомнить захотим –
Зовите так: «Синьор-Минор!» -
И вместе погрустим.
Муз. руководитель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что музыка бывает мажорная и минорная, картины художников, тоже как и музыка бывают разног настроения.