Татьяна Повалюхина
Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова Звуки [Н], [Н`]
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логопедических игр в развитии слоговой структуры детей логопатов».
Цель:
Способствовать усвоению формирования навыков звуко-слогового анализа посредством логопедических игр.
Задачи:
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков Н и Н` в слогах, словах, фразах.
Упражнять в выделении звука в начале, середине, конце слова.
Публикация «Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова Звуки [Н], [Н`]» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Уточнить понятие «слог», закрепить умение делить слова на слоги, работать со слоговыми элементами, подбирать слова к схемам.
Упражнять в формировании пространственных представлений: перед, за, после, между, первый, последний.
Формировать умение пересказывать текст, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Развивать навыки звукового анализа.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование и материалы:
Ковролин, магнитная доска.
Книга Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», шкатулки синего и зеленого цвета, слоговые линейки, схемы гласных звуков, домики для слов, мнемотаблицы, демонстрационное пособие «Елка», картинки со звуками Н и Н`, дидактическая игры «Угадай слово», «Ребус».
Ход деятельности:
I. Организационный момент:
Логопед: «Сядет тот, кто назовет гласный звук в словах : шар, дом, куст, лак, бык, жук, кит, торт, сыр, мир, кот».
II. Сообщение темы. Знакомство с новым материалом:
Логопед: (показ книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»).
-Вы знаете сказку «Незнайка в Солнечном городе?»
-Кто ее написал? (Николай Носов)
-Какой первый звук в фамилии Носов?
-Какой первый звук слышится в имени Николай?
-Как Вы думаете, какие звуки мы будем сегодня изучать?
1. Характеристика звуков Н, Н` по артикуляции и акустическим признакам.
Артикуляция звука :
-губы свободны;
-зубки видны, но не сомкнуты;
-язычок кончиком прижат к верхним зубам;
-воздух проходит через нос;
-горлышко «работает».
Характеристика звука :
Звук Н- согласный, твердый, звонкий.
Звук Н ` - согласный, мягкий, звонкий.
Логопед:
-Чем похожи эти звуки? (оба согласные и звонкие).
-Чем отличаются? (звук Н- твердый согласный, а звук Н ` - мягкий согласный).
2. Знакомство с буквой Н.
Логопед: Звуки Н и Н ` обозначаются буквой Н (показ буквы).
3. Игра «Наоборот» :
Логопед: Звуки Н и Н ` это любимые звуки Незнайки, давайте с ними поиграем в игру «Наоборот».
Логопед: Дети:
На-на-на - Ня-ня-ня
Но-но-но - Нё-нё-нё
Ну-ну-ну - Ню-ню-ню
Ны-ны-ны - Ни-ни-ни
4. Игра «Волшебные шкатулочки» :
Логопед: в Солнечном городе случилось непредвиденное, заболел Знайка и попросил Незнайку организовать и подготовить Новогодний праздник. Незнайка в растерянности и просит вас ему помочь. Соберем для Незнайки новогодние слова со звуком Н в синюю шкатулку (ночь, сосна, конфетти, гирлянда, конкурсы, конфеты, мандарин, фонарики).
Со звуком Н `- в зеленую (Снегурочка, праздник, песни, огоньки, угощение, снег).
5. Работа со слоговыми линейками.
Логопед: У Незнайки много друзей, но ему требуется один помощник. Чтобы выбрать помощника надо определить количество слогов в словах : слон, котенок, лисенок, совенок, щенок, тигренок, теленок. У кого количество слогов соответствует схеме, тот и будет помощником Незнайки в организации праздника.
-Как мы узнаем сколько в слове слогов? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
Ще- нок (- -)
6. Игра «Расселим гостей по домикам».
Логопед: на праздник приедут много гостей в карнавальных костюмах: гном, ночь, день, нотка, Фунтик, клоун, неряха, Снеговик, Алладин. Вам надо определить кто из гостей будет жить именно в Вашем домике. Например: «В моем домике будет жить гном, потому, что в слове «гном» один слог и звук Н стоит в середине слова».
7. Игра «Поймай последний и первый слог в словах».
Логопед: для праздника нужна красивая елка. Незнайка развесил шары.
-Что нарисовано на шарах слева от елки:
-Что нарисовано на шарах справа от елки?
Вам нужно правильно повесить гирлянды на елке. Для этого нужно поймать в словах последний и первый слог.
Барабан- банка
Воин-индюк
Окуни- ниточка
Машина-насос
Окно-ноты
8. Работа со схемами.
Логопед: на праздник Незнайка приготовил друзьям угощение. Определите по схеме какую ягоду выбрал Незнайка:
Земляника, крыжовник, клубника, малина.
9. Слоговой разбор слова «малина»
Логопед:
Какой первый, /второй, третий/ слог в этом слове? (ма)
Какой слог стоит после слога (ли?
Какой слог стоит перед слогом (на?
Какой слог стоит между слогами (ма) и (на?
Еще Незнайка решил угостить друзей клубникой. Зашифруйте слово «клубника»
10. Игра «Угадай слово».
Логопед: чтобы узнать какой карнавальный костюм приготовил себе Незнайка определите первые слоги в словах. Составьте из них слово.
Картинки: Бусы, радуга, Тима, номер /БУРАТИНО/
III. Физкультминутка:
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать».
IV. Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.
Логопед: послушайте рассказ, как Незнайка выбирал себе новогодний наряд:
«На Новый год Незнайка наметил в кого- нибудь нарядиться, чтобы его не узнали. Он решил сделать себе длинный нос, но как – будто он Буратино. Получился не нос, а носище. Надулся Незнайка, ничего у него не получилось, а переделывать - лень.
«А, ладно!- подумал Незнайка. Если спросят, почему я не был на празднике, скажу, что был невидимкой, поэтому они меня и не заметили».
V. Дидактическая игра «Ребус».
Логопед: я для Незнайки тоже подготовила подарок к Новому году. Догадайтесь, что это? В это Вам поможет ребус:
/КОНЬ-КИ/
Логопед: разделите слово «коньки» на слоги и сделайте звуковой анализ первого слога / индивидуальная работа детей/.
VI. Итог.
Логопед:
-С каким звуками мы сегодня знакомились?
-Вспомните и назовите слова из рассказа со звуками Н и Н `.
Домашнее задание:
1. Приготовить для Незнайки новогодний сюрприз: вырезать из бумаги букву Н и украсить ее конфетти.
2. Поиграть в любимую игру Незнайки «Волшебники» : изменить слово так, чтобы получилось 2 слога, 3 слога : нос, гном, нить ( например: слон- слоны, слоники).