Ирина Соболева
Конспект срезового занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебное перо.
Задачи:
1. Учить видеть особенности дымковской декоративной росписи.
2. Продолжать учить составлять узоры на плоских формах.
3. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
4. Закрепить знания о народных промыслах России.
5. Воспитывать умение творчески подходить к созданию рисунка по мотивам дымковской росписи.
Оборудование и материалы:
Клеёнки, краски, кисточки, ватные палочки, старые фломастеры с ватой на 2 концах, спички без серы, простые и цветные карандаши, фломастеры, трафареты лошадок, салфетки, волшебное перо.
Ход занятия:
Публикация «Конспект срезового занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1 Слайд. Я сегодня утром нашла вот это волшебное перо. Но я точно знаю, что если перо кому-то в руки попадает, тот становится хорошим мастером.
2 Слайд. А как вы думаете, чьё это может быть перо (ответы детей? Да, верно – это перо Марьюшки. Кто знает, почему это перо Марьюшки? Расскажите эту историю.
* Рассказы детей: 1. «Жила была в одном селе красавица Марьюшка. Была она рукодельницей необыкновенной – шелка вышивала разноцветные, украшали их золотыми и серебряными нитями. И так людям нравились её изделия, что слава о ней гремела по всей Руси. Много женихов сваталось к нашей красавице, увезти хотели в края далёкие, да только не хотела Марьюшка уезжать из родного села. Однажды, посватался к Марьюшке сам Кощей Бессмертный. Много золота, да каменьев драгоценных обещал ей подарить, только не согласилась Марьюшка уехать в его царство-государство. «Не нужны мне каменья самоцветные, да золотые украшения. Нет милее для меня моей родной сторонушки. Никуда я отсюда не уеду» - отвечала ему Марьюшка».
3Слайд. 2. «Рассердился за эти слова на неё Кощей Бессмертный, и решил лишить мир рукотворной красоты, которой Марьюшка людей радовала. Хотел он её схватить руками нечистыми, только обернулась Марьюшка птицей волшебное перо и полетела прочь от злого чародея. Обернулся тогда Кощей чёрным вороном, схватил своими острыми когтями птицу волшебную и понёс в своё царство государство. Чувствует Марьюшка, что силы оставляют её, стала она прощаться с родной землёй. Плачет и роняет на землю свои пёрышки. А там, куда попадали перья волшебные, стали появляться промыслы народные».
4Слайд. Так появились Хохлома и Гжель, палех и Дымка, Жостово и Федоскино. И много других мест, где живут настоящие волшебники, создающие красоту своими руками. Упало волшебное перо и в наши донские степи. Подобрала такое пёрышко Аксинья, донская красавица. Принесла его в родительский дом. В то время суженного Аксиньюшки забрали на службу, Родину защищать. Подарил он ей на прощанье букетик полевых цветов. Поставила этот букетик Аксиньюшка в глиняный кувшинчик, чтобы смотреть на них и вспоминать казака любимого. Но проводив его, такая её печаль одолела Аксиньюшку, что слёзы день за днём капали из её глаз. А тут и цветочки полевые вянуть начали. Совсем тоскливо стало на душе. Достала Аксиньюшка волшебное пёрышко, чтобы полюбоваться его красотой, да утешить печаль свою. И, случайно, задела пером засохший букетик цветов. И, что за чудо! Расцвели, вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто чьи-то глазки, глядят, и утешить пытаются. Вскоре и казак Григорий вернулся. Напоила Аксиньюшка казака из этого кувшинчика родниковой водой. Залюбовался казак дивными узорами и посоветовал Аксинье сделать таких кувшинчиков побольше, чтобы и других людей радовать такой красотой. И стала Аксиньюшка знатной мастерицей.
5Слайд. А жила Аксиньюшка в местечке Семикаракорск. С тех пор посуду, сделанную в этом местечке, стали называть Семикаракорской.
6Слайд. Но, чтобы стать настоящими мастерами, надо ученье пройти. Научиться мастерству народному. И вот первое задание. Игровое упражнение - Найди образцы дымковской игрушки. (Дети выбирают из разнообразных вариантов народной росписи силуэты дымковской игрушки).
7Слайд. А что вы знаете об истории дымковской игрушки. Сегодня я вам расскажу о том, как возник народный промысел в дымковской слободе. Дымковская игрушка, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки.
8Слайд. Развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.
9Слайд. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
10Слайд. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
11 Слайд. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти.
12 Слайд. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
13 Слайд. В дымковской игрушке можно увидеть и барышню – водоноску.
14 Слайд. И уточку – марфуточку.
15 Слайд. И оленя.
16 Слайд. И кавалера и барышню на конной прогулке.
17 Слайд. И барышню на лошадке.
18 Слайд. Теперь вы многое узнали. А сейчас для вас экзамен. Игровое упражнение с мячом: «Какие элементы узора используют в своей работе мастера?»
19 Слайд. И главный экзамен на ваше мастерство. Создайте свою дымковскую игрушку. У вас на столе лежат необычные предметы для рисования. Так же и настоящие мастера используют в своей работе разные предметы – заместители кисточек. Я вам сейчас расскажу, как их можно использовать в своей работе.
Ватными палочками легко можно сделать горошины.
Спичками – точки.
Фломастерами с ватой на двух концах – крупные горошины.
Дети выполняют работу.
20 Слайд. Что интересного и полезного вы сегодня узнали?
Что было легко? Трудно? Почему? А ваши чудесные работы вы можете подарить и порадовать своих близких и друзей.