Татьяна Соболева
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы «Печь — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Печь – всему голова»
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Труд»
Цель: Знакомство детей с традициями русского народа, приобщение к истокам народной культуры.
Задачи:
1Познакомить детей с предметами русского быта, домашней утварью и ее назначением, развивать интерес к традиционной русской кухне.
2 Обогатить словарь детей народными пословицами, новыми словами
(горница, решето, солонка, кринка, скалка)
3 Формирование первичных гендерных представлений у детей.
Темочки:
4 Развивать память, мышление, любознательность, речевую активность
в процессе совместной деятельности с детьми при рассматривании слайдов.
5 Воспитывать умение дружно и слаженно заниматься общей деятельностью.
Предварительная работа: Посещение краеведческого музея «Невская застава» для знакомства с предметами домашней утвари, Рассматривание
иллюстраций в книгах с изображением предметов старинного быта,
разучивание пословиц и поговорок, рассматривание альбома «Русский костюм», изготовление макета деревянной избы, изготовление фотоальбома «Что мы видели в музее».
Оборудование: Макет русской печи, набор посуды для выпечки сушек
(миска, решето, скалка, кринка, противень, солонка, предметы муляжи
(тесто, мука, мультимедийная установка с игрой «Сначала было так,
Аудио запись русской музыки (народный наигрыш, народные костюмы для детей и воспитателя.
Ход:
Воспитатель, одетая в русский народный костюм, встречает детей в музыкальном зале под веселую народную музыку.
Воспитатель : Здравствуйте детушки милые! Милости прошу, заходите в
зал. Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня так одеты? Что это за костюмы на вас (сарафаны на девочках, порты и косоворотки на мальчиках). А на мне что за костюм?
Правильно, так ходили в старину. И разговор у нас сегодня будет о русской старине.
«Слава нашей стороне,
Слава русской старине,
И про эту старину
Я рассказ сейчас начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.»
Воспитатель : Прежде чем начать рассказ давайте сядем на лавочки.
Красны девицы и добры молодцы, мы собрались здесь, чтобы увидеть какие предметы окружали наших прабабушек и прадедушек. Вы уже знаете, что они жили в деревянных избах, которые строили всем селом, помогая друг другу. А как вы, думаете, какой предмет в избе был самым главным? Конечно же это русская печь. Давайте поближе ее рассмотрим.
Печь – матушку, печь – кормилицу ставили посреди горницы. Вы знаете, что такое горница? (самая главная комната в избе).
Постарайтесь запомнить это слово. (повторить с 2-3 детьми и хором)
О печке говорили: «Печь – всему голова». Что значит голова? (главная).
Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду и дома тепло. Почему? Ведь печки дома нет, что нас греет? (батарея, а раньше батарей не было, что тогда грело и согревало?
Где в горнице еду приготовить; кашу, картошку сварить? Конечно в печи.
Что нужно, чтобы печь растопить? (дрова)
Давайте мы тоже, понарошку, печь затопим. Как это сделать? (положить в печь дрова и поджечь). Попросим мальчиков, нам помочь, они сильные, могут и дрова наколоть, если надо и печь затопить. (Мальчики кладут дрова в печь, а воспитатель потихоньку зажигает внутри фонарик, имитирующий огонь.)
Воспитатель : Печь накормит и обогреет.
А бывало так, нагуляются дети на улице, замерзнут, одежда вся промокнет, где сушить? (на печке). А если человек простудился и заболел, его на печь уложат, и она его лучше всяких горчичников прогреет, простуда и пройдет.
Вот почему говорят: «Печь всему голова, она и кормит и греет, сушит и лечит»
Кто, ребята знает стихотворение о печке? (ребенок читает)
«Ой, ты печка – сударыня,
Помоги нам боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети.
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!»
Воспитатель : Вспомнила я одну поговорку: Красна изба углами, а стол пирогами». А у меня на столе: Ни пирогов, ни кренделей,
Ни калачей, ни ватрушек,
Ни хрустящих сушек.
Давайте мы испечем сушки, вы же мне поможете?
Чтобы испечь угощение надо тесто замесить. Кто знает, из чего тесто замешивают, что в него кладут?
(Дети встают около столов на которых лежат атрибуты для выпечки, наблюдают за процессом замешивания теста, проговаривают названия посуды и помогают раскатывать тесто и лепят сушки.)
Воспитатель : Посмотрите, сколько у меня посуды на столе. Кто вспомнит, как называется расписная посуда из дерева? (хохломская посуда)
Берем большую миску, в нее просеиваем муку через решето, добавим из солонки соль, а из кринки молоко. И теперь замешиваем тесто. Вот какой колобок получился! Но нам колобок не нужен, мы будем печь сушки, поэтому тесто надо раскатать. В этом поможет мне палочка – каталочка, которая зовется скалочкой. Вот она моя помощница.
«Ай, да скалка – рубля не жалко!
Стану печь пироги, скажу:
- Скалка помоги!
Она и поможет».
И вы, ребята, мне помогите, скалочку покатайте! Ну-ка, вспомните, в какой сказке скалочка упоминалась? Лисичка со скалочкой
А кто написал эту сказку? (Русский народ, поэтому эта сказка – русская народная.
Воспитатель : Теперь самое время сушки лепить, тесто нарезаем, катаем колбаски, затем делаем колечки и укладываем на противень. Дети лепят.
Теперь противень ставим в печь и закроем заслонку. Пусть сушки пекутся, а мы поиграем в игру русскую – хороводную.
Воспитатель заводит хоровод и напевает, а дети повторяют движения
«Ай, тата-тата-тата,
Пожалуйте решета.
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Пирожки-то на дрожжах
Не удержишь на вожжах! Ух, ты!»
(Повторить песенку 2 раза)
Воспитатель : А еще, ребятки, есть у меня для вас забава. Чудесное блюдечко, да наливное яблочко. Проходите к экрану. (Дети встают около мультимедийной установки лицом к экрану, спиной к печке и пока происходит игра помощник воспитателя потихоньку, заменяет поднос в печке на поднос с настоящими сушками).
Воспитатель :
«Катись, катись яблочко
По чудесному блюдечку
Покажи нам вещи старинные
предметы невиданные»
Посмотрите на экран: Это игра- загадка «Сначала было так…», а как стало теперь вам нужно отгадать.
Раньше люди жили в горнице, а сейчас где? В комнатах, правильно ребята.
Вопросы к детям:
Что изображено?
Для чего вещь служила?
Сейчас используют эту вещь?
Чем ее заменяют?
( Картинки для игры: самовар – чайник, печь- плита, лукошко – корзина, лапти- ботинки, сарафан- платье, свечи- люстра.)
Воспитатель : Молодцы ребята! Все справились с игрой. А пока мы играли, наши сушки уже испеклись, наверно? Посмотрим? Открываем заслонку и прихваткой достаем поднос с сушками. Мы их сложим в корзинку, и в группе вы их попробуете, всех угостите. Ну, а теперь до свидания!