ТАТЬЯНА ПАНКОВА
Конспект совместного досуга детей и взрослых «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово
детей и взрослых
«Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
Цель: профилактика неблагополучия в семьях воспитанников.
Задачи:
Публикация «Конспект совместного досуга детей и взрослых „Роль бабушек и дедушек в воспитании детей“» размещена в разделах
- День пожилого человека, День бабушек и дедушек. Сценарии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Консультации
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Привлечь внимание родителей, бабушек и дедушек к важности роли бабушек и дедушек в воспитании детей;
- Помочь осознать недопустимость конфликтов между поколениями, возникающими в процессе воспитания ребенка;
- Обозначить пути выхода из сложившихся конфликтных ситуаций;
- Развивать умение изготавливать и украшать ангелочка из офисной бумаги в подарок.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: Серебряный возраст – так называют японцы это время человеческой жизни, когда за плечами мудрость и опыт, когда многое в жизни уже сделано, когда у человека есть время сбавить темп и немного отдохнуть. Только близкие люди помогут в этот период не почувствовать одиночества человеку, который по-прежнему хочет оставаться полезным и востребованным.
У славян издревле была прекрасная семейная традиция – жить большой и дружной семьей в одном доме. При таком укладе пожилому человеку всегда отводилась роль главы семейства. Но времена меняются, меняется наш образ жизни. И наши близкие и родные оказываются далеко от нас – за сотни и даже тысячи километров. Сжимается сердце иногда от того, когда видишь брошенных и забытых стариков, одиноко коротающих свои последние дни. А ведь народная мудрость учит не забывать своих корней, иначе можно остаться без будущего.
Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.
В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?
Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. Это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.
Отношение к воспитанию детей у всех разное.
Условно бабушек и дедушек можно разделить на пять типов.
1. “Тиран” – это авторитет, который заявляет безапелляционно: делай то, что я говорю, потому что я лучше знаю. Многие родители не хотят общаться с такими дедушками и бабушками и ограждают от них детей, поскольку такой натиск очень трудно выдержать. Тирания воспитывает в ребенке чрезмерное послушание и зависимость.
2. “Компьютер”– человек, который постоянно поучает, дает оценку всему. С таким человеком трудно общаться, особенно ребенку. Этот тип бабушки довлеет, напрягает, не исполняя прямой обязанности – учить быть компромиссным.
3. “Мученик” – это альтруист, для которого важнее всего служить ближнему. “Не обращайте на меня внимания, главное, чтобы у вас было все хорошо”– часто говорят такие бабушки и дедушки. У таких людей соответствующее поведение и с внуками, что имеет последствия в виде избалованности ребенка, которому позволяется все на свете.
4. “Приятель” – это человек, который потворствует в играх и шалостях, не признает никакой ответственности. “Я ничего не мог поделать. Это у вас такой ребенок”, – оправдываются такие дедушки и бабушки, когда родители обвиняют их в том, что не смотрели за ребенком, который “ходил на голове”. “Приятелям” скоро надоедают шалости растущего ребенка, а найти им альтернативу они не могут.
5. “Руководитель и проводник” – человек разумный, который знает все подводные камни, поэтому смело ведет ребенка по дороге жизни. Но в определенный момент, когда почувствует, что ребенок может сделать что-то сам, уйдет в сторону и даст возможность проявить себя. Человек мудро и здраво умеет балансировать методами воспитания, гармонизируя отношения с ребенком. Иначе говоря, такой человек остается гибким, что позволяет и внуку быть разным, тренироваться, пробуя себя в разных ролях.
Наверное, большинство мам и пап задавались вопросом: “А можно ли доверять стареющим родителям воспитание детей, не испортят ли они ребенка?”. Нет проблемы отцов и детей, есть недостаток культуры общения в семье, неумение и нежелание понимать другого. Дело не в установках или шаблонах, что бабушки портят и балуют, а в умении услышать и принять друг друга. Для дедушек и бабушек– это умение принять своих детей и внуков и не реализовывать в них своих ожиданий. Для мам и пап – умение быть снисходительными и толерантными (терпимыми) по отношению к старости. Поэтому вопрос воспитания бабушками связан, прежде всего, с психологией старости – на сколько человек стареет и как меняется его внутренний мир.
Вот три самые распространенные ситуации.
1. Бабушка занимается собой и не принимает участия в воспитании внуков. Когда дети просят посидеть с внуком хотя бы часок, у бабушки находятся неотложные дела. Возможно, что в свое время этой бабушке ее родители тоже не помогали в воспитании детей, поэтому она платит своим детям той же монетой. Но надо помнить, что такой порядок в семейной системе – это не навсегда и не на все поколения. Насколько родители сумеют сказать бабушке, что она им нужна, что она – неотъемлемая часть семьи, настолько у нее появится желание принимать участие в воспитании внуков, понимание того, что внуки – радость, а не повод для очередной ссоры.
2. Бабушка и дедушка - зло. Нередко встречаются семьи, в которых дети отстраняются от родителей, потому что в свое время натерпелись от них горя. Они уверены, что общение с бабушкой – выпивохой и дедушкой – тираном ничего хорошего ребенку не принесет. Как же поступить? Можно оградиться от частого общения с такой бабушкой, но уважение и умение принять ее со всеми слабостями и недостатками должно быть сформировано. Нужно сказать себе: “Да, мне как маме, это не нравится, но бабушка – часть моей личной истории, отвергая ее – мы отвергаем самих себя”.
Прятать ребенка от родителей мужа и от него самого свойственно также разведенным женщинам. Таким методом они добиваются лишь того, что формируют у ребенка комплекс страуса, который прячет голову в трудной ситуации. Выход из конфликтной ситуации может быть разным: уступить, пойти на компромисс или сотрудничество, убежать от конфликта.
3. Бывает, что бабушки- дедушки пытаются заменить живых родителей. Не сложилась у дочери семейная жизнь с отцом ребенка, а тут подвернулся хороший человек. Бабушка предлагает : давай я заберу ребенка, а ты строй свою жизнь и не волнуйся. Тем самым бабушка перекладывает ответственность за воспитание ребенка на себя. Это ошибочная установка – у каждого должна быть своя ответственность.
Воспитание – это метод проб и ошибок, но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.
Педагог - психолог: Дорогие бабушки и дедушки! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Вы вместе с ребенком проходите золотую пору его жизни, наполняете ее заботой, любовью и мудростью. Вы – источник терпения, доброты, нравственной опоры и защиты своих внуков. Вы согреваете теплом дом, помогаете растить внуков, вы отдаете все силы и тепло своих сердец близким и родным, и они благодарны вам за это.
Сегодня мы обсудим проблемы, возникающие во многих семьях. Дети, их родители, бабушки и дедушки – как избежать конфликтов, возникающих между звеньями этой цепи? Какова роль бабушек и дедушек в воспитании детей? Есть ли у них вообще какое-то право вмешиваться в воспитание или, может быть, это их обязанность?
I. Давайте познакомимся.
Коротко расскажите о себе: Ваше имя, отчество, чем Вы занимаетесь в свободное время.
II. Притча.
Послушайте, пожалуйста, притчу.
«Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках.
Помните совет: всё в ваших руках.
III. Конфликтные ситуации
Педагог – психолог: Уважаемые собеседники! Теперь пришло время высказаться вам. Как вы думаете: почему возникают конфликтные ситуации? Что может стать причиной взаимного непонимания?
«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале», – утверждал Л. Н. Толстой. Чтобы нам не пришлось ни о чем жалеть, предлагаю попробовать разобраться, какие педагогические методы друг друга вы не одобряете, а какие – вызывают уважение. Как бы поступили Вы?
Ситуация первая: Ребенок не убирает игрушки. Как поступить маме - наказать физически или заставить убирать? Обсуждение ситуации.
Ситуация вторая: Ребенок устроил истерику в магазине, требует купить что-либо. Как поступить маме – уступить или нет? Обсуждение ситуации.
Ситуация третья: Утром, собираясь в детский сад, ребенок отказывается одевать приготовленную одежду. Как поступить маме? Обсуждение ситуации.
Ситуация четвертая: Вы пришли за ребенком в детский сад, а он отказывается идти с Вами. Ребенок требует, чтобы пришла мама. Ваши действия?
Обсуждение ситуации.
Педагог – психолог подводит итог.
А сейчас мы предложим на ваше обсуждение еще несколько ситуаций.
1. Часто у ребенка не одна бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь: бабу Веру или бабу Свету?», - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая – сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать в сумку и задавать неизменный вопрос: «А что ты мне принесла?».
Вопрос: Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки. Расскажите о своем опыте отношений с ребенком. (Обсуждение ситуации).
2. Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. К вечеру потеплело и мальчику разрешили не надевать курточку и шапку.
- На, бабушка, неси! А я так пойду.
- Я думала, ты не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница.
Мальчик смутился и сказал: «Давай, бабушка, я сам сумку понесу!».
- Ладно, уж, - говорит с иронией бабушка
- Ну, как же, он и мне помогает и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - он же большой и сильный.
Бабушка недовольно махнула рукой:
- Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!
Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку : как поступить? Нужного решения он принять не успевает: бабушкина рука настойчиво подталкивает его в спину, навстречу к раскрытой двери.
Мальчик стремительно выбегает в дверь, не оглядываясь, выкрикивает:
- А я еще совсем маленький!
Вопрос: Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку? Почему одни дети избалованны, а другие нет? Где корни избалованности, откуда они идут? (Обсуждение ситуации).
3. В автобус вошли бабушка с внуком. Пассажиры освободили место и мальчуган тут - же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом.
Пассажиры переглянулись: «Мы уступили место твоей бабушке. Она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто то.
- Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый. Бабушка невольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».
Вопрос: Представьте, что вы вошли в вагон со своим внуком. Ваше мнение о данной ситуации. (Обсуждение ситуации)
IV. Острое блюдо.
Предлагаем всем принять участие.
Если Вы получите перечницу с вопросом, это не значит, что обязательно нужно отвечать на него. Если Вы не хотите высказывать свое мнение, то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ.
Вопросы:
1. Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
2. Нужно ли защищать внука в его присутствии, если родители его наказали?
3. Как часто говорить внучатам «Нельзя»?
4. О чем спросить ребенка, пришедшего из детского сада?
5. Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?
6. Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
7. Можно ли втайне от родителей разрешить внуку то, что они запретили?
Педагог – психолог: Что ж. … Пришло время сделать окончательные выводы и подвести итог.
Каждая семья – это целый мир со своими правилами и традициями, со своими проблемами. Нет рецептов, которые подходили бы абсолютно для всех. Но есть законы и правила, которые соблюдать нужно всегда.
1. Ответственность за детей несут, прежде всего, родители. Они отвечают и за здоровье, и за воспитание, и за поведение детей. Поэтому в сложном организме, каким является современная семья, бабушки и дедушки, как бы ни был велик их опыт, имеют право совещательного, а не решающего голоса.
2. Молодые родители, пытающиеся воспитать ребенка самостоятельно, безусловно, правы. Но часто – только теоретически. Дети требуют времени. А у современных родителей его, как правило, нет.
Практически куда легче сделать все за малыша, чем добиться, чтобы он систематически – не в порядке игры на один день, на одно утро – выполнял определенные требования.
То, чего хотят молодые родители, в большинстве случаев правильно, – но неимоверно трудно! Психологически трудно. Если учесть, что родители общаются с детьми «вплотную» лишь по выходным дням и после работы, – да и в это время у них много разных дел, и дети бывают предоставлены бабушкам и дедушкам, даже когда мама и папа дома, – станет ясно, как трудно приходится дедушкам и бабушкам. Поэтому нужно быть благодарными бабушкам и дедушкам за их большой, но никому не видный труд.
3. Когда молодые жалуются на своих родителей, на их «устаревшие» методы воспитания, они не учитывают такого момента: если бы они сами занимались детьми – только детьми! – они не избежали бы многих ошибок, на которые жалуются. Им просто не хватило бы терпения, спокойствия, они бы дергали детей, думая, что достаточно два-три раза повторить приказ – и сразу выработается тот автоматизм, которого практически мы добиваемся десятилетиями… Пошел бы в ход и ремень, и окрики…
4. Надо стараться, чтобы дети не увидели, не почувствовали разногласий между взрослыми – они ведь очень быстро станут на них спекулировать.
5. Бабушки и дедушки нуждаются в тактичном отношении к ним. Если вы повысили голос на свою мать или отца в присутствии сына (и даже в отсутствии) – считайте, что когда-нибудь ваш сын поднимет голос на вас. Корректность можно привить детям одним-единственным способом: самим быть корректными.
6. Не забывайте о таком явлении, как поэзия старости. Есть великий смысл в том, что человек на склоне лет становится мягким, терпеливым. Лишать детей этого человечного, поэтического влияния неразумно и негуманно – не говоря уже о самих бабушках, для которых внуки становятся смыслом жизни и украшением старости.
7. При тактичном поведении родителей бабушки и дедушки могут многое внести в молодую семью. А чтобы на педагогическом ринге не было кровавых баталий, возьмите за основу поведения мудрый совет.
Совет бабушкам и дедушкам : Вы уже были родителями, выполняли эту роль, как умели и как могли. Теперь – черед ваших детей.
Не забывайте о том, что придет время, и вы объединитесь, потому что ваш любимый сын и внук уже сам будет решать проблему отцов и детей. И в лагере отцов вы будете вместе. Потому что у них, ваших детей и внуков будут совсем другие песни. Об этом – стихотворение Л. Рубальской.
«Мы с дедом» :
Мой дед современный и вовсе не старый.
Туристские песни поет под гитару.
Он в джинсах, как я, ходит летом на даче.
Мы с дедом друзья, только вот незадача:
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Мы с дедом проводим вдвоем тренировки
И путаем даже порою кроссовки.
В компьютерах деду все просто и ясно,
И все же он часто ворчит несогласно.
Ему все кажется, что мы не то читаем,
Ему все кажется, что мы не в то играем,
Ему все кажется, не те поем мы песни,
И у него все в детстве было интересней.
Воспитание – это метод проб и ошибок. Но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.
Берегите друг друга, добротой согревайте!
Берегите друг друга, обижать не давайте.
Берегите друг друга, суету позабудьте.
И в минуту досуга рядом вместе побудьте.
Воспитатель : В преддверии Рождественской недели всем нам хочется сделать, что-то светлое и хорошее для наших родных и близких людей. Мы предлагаем вам сделать совместно с вашими детьми ангелочков, они являются символами светлого праздника Рождества Христова. Евангелие рассказывает нам, что ангел принес Деве Марии благую весть о том, что у нее родится сын, которому суждено будет стать Спасителем человечества. Когда в пещере в Вифлееме родился Иисус, ангелы сообщили об этом чудесном событии пастухам, находившимся неподалеку. Так что с давних времен на Рождество принято делать ангелочков, украшать ими елку и дарить своим близким.
Педагог-психолог: дорогие гости, у нас и для вас есть задание. Перед Вами елочка и она совсем не наряжена. Мы предлагаем Вам украсить шарики и нарядить елочку. А на обороте шарика, можно написать новогодние пожелание нашему детскому саду.
Вырезаем по контурам рисунка.
Складываем по середине.
Вырезаем вот этот крючок и удаляем.
Верхнюю нарисованную линию просто разрезаем.
Разворачиваем и разрезаем все 3 маленькие прямые черточки.
Голову и ручки расправляем и соединяем нижние маленькие разрезы.
Это крылья ангела.
Ангел-Хранитель тебя охраняет,
Мысли твои он и тайные знает,
Вместе с тобой веселится удаче,
А согрешишь – он страдает и плачет.
Воспитатель : Мы желаем всем мира и добра в эти зимние Рождественские дни! И пускай Ангел -Хранитель не покидает Вас никогда!
Педагог-психолог: Ведь любовь близких, тепло родных, доброе слово, улыбка – это самое дорогое, что у нас есть. Мы будем очень рады, если сегодняшняя встреча хоть немного поможет вам и вашим близким. Всем спасибо за внимание. Удачи! И помните: Всё в ваших руках!